Варфоломей заверил, что Вселенский патриархат всегда будет на стороне ПЦУ
Патриарх Варфоломей подписывает томос для новой украинской церковной структуры в Стамбуле, Турция. Фото: Murad Sezer/Reuters
Обновлено 20:15
В Константинополе состоялось подписание церковной грамоты, томоса. Он предоставил автокефалию созданной во время «объединительного собора» Православной церкви Украины, независимой от Украинской православной церкви Московского патриархата.
В самом томосе, на фрагмент которого ссылается ТСН, говорится, что «Вселенский патриархат признает в пределах политически сформированной территории Украины, которая в течение десятилетий вымаливала право на самостоятельность церкви, автокефальную православную церковь».
Далее говорится, что «для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных церквях единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся православная церковь, расположенная в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украина вместе со священными митрополиями, архиепископиями, еписокопиями, монастырями, приходами, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляющейся».
Русская православная церковь устами председателя синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом Владимира Легойды уже назвала грамоту «простой бумагой» и заявила, что речь идет о «попытке украсть Рождество».
Однако украинская власть именно во время Рождества наверняка постарается с размахом отпраздновать подписание томоса на Софийской площади Киева. Как и в последний раз, туда, скорее всего, будут свозить бюджетников. Но всё же очень многие придут по своей воле. Большая часть общества всё же воспринимает томос как своего рода победу. Однако особых политических дивидендов, в расчете на которые власть «продавливала» его подписание, она не получит, считает директор киевского «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев.
Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Создание независимой автокефальной поместной церкви православной было одним из ключевых элементов украинского национального проекта. Здесь возникает два вопроса. Во-первых, сможет ли Порошенко эту победу конвертировать в рейтинг? Особого прироста не будет, но консервативный электорат, полусельский, небольших городов и городков, где сильны патриархальные религиозные традиции, это укрепит электоральное ядро и, возможно, несколько его расширит. Возникает все-таки проблема, как дальше будут сосуществовать та часть, которая ориентирована на РПЦ и та, которая ориентирована на Константинополь».
Пока что наибольшее число изменения юрисдикции приходов из УПЦ в ПЦУ наблюдается на родине Порошенко — в Винницкой области. Так, настоятель храма святого Александра Невского при школе милиции в Виннице, протоиерей Виктор Парандюк сообщил РИА Новости, что общину храма выселили вместе с имуществом из-за отказа переходить под юрисдикцию «новой церкви» Украины. То же агентство сообщает, что спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий, который присутствовал на подписании томоса, заявил, что на днях он предложит рассмотреть законопроект о передаче церквей Украинской православной церкви Московского патриархата новой — так называемой «Православной церкви Украины». В этих сообщениях несколько неправильная трактовка ситуации, заверяет украинский журналист и политолог Игорь Петрук.
Игорь Петрук украинский журналист, политолог «Этот законопроект давно уже пребывает в Верховной Раде. Там вообще речь о передаче храма не было. Именно отрегулировать эти процессы, чтобы не было конфликтов. На сегодняшний день, законодательство Украины предусматривает, что это решает прихожанин храма, актив храма и голосованием. Были прецеденты в Украине. Большинством голосов приход решает, что они переходят в Православную Церковь Украины, а батюшка говорит, что он не хочет. Вот тогда его лишают храма, да, он уже там служить не будет. В Украине храмы не принадлежат церкви, храмы принадлежат общественности, то есть, вот именно прихожанам».
Больше 67% украинцев, по данным Центра Разумкова, называют себя православными. В прошлом году прихожанами Московского патриархата называли себя около 13% опрошеных, а Киевского — почти 29%. Интересно, что более 23% респондентов не делали различия между ними, а 2% — что посещают все православные храмы. При этом следует отметить, что число прихожан храмов Московского патриархата начало заметно снижаться начиная с 2014 года. Однако в последнее время этот процесс замедлился. Если до Майдана провластной считалась церковь Московской Патриархии, то теперь восприятие сменилось на противоположное. Кроме того, новая автокефальная церковь, даже после томоса в церковных вопросах имеет гораздо меньше независимости от Константинополя, чем УПЦ — от Москвы.
Источник: