Тесака «закатали по-серьезному»: националиста посадили на десять лет

Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак получил внушительный срок за нападение на торговца спайсами. Защита считает, что приговор построен на предположениях, а алиби осужденного было фактически проигнорировано

Оглашение приговора Максиму Марцинкевичу в Бабушкинском районном суде. Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Бабушкинский суд Москвы 29 декабря приговорил к десяти годам лишения свободы Максима Марцинкевича, известного как Тесак. Лидера националистического движения «Реструкт» (одноименная книга запрещена) признали виновным в разбойном нападении на торговца спайсами и хулиганстве.

Пятерых его сторонников осудили на сроки от двух лет и 11 месяцев заключения до 9,5 года. Защита считает дело националиста сфабрикованным и намерена обжаловать вердикт в апелляции.

Это был повторный процесс над Тесаком: 27 июля 2017 года Бабушкинский суд приговорил Марцинкевича к аналогичному сроку, а девять его последователей сели на сроки от трех лет и четырех месяцев до десяти лет. Однако приговор не «устоял» в апелляции: в мае 2018 года Мосгорсуд его отменил и вернул дело на пересмотр.

Во второй раз, помимо Максима Марцинкевича, перед судом предстали пятеро участников созданного им неформального объединения «Оккупай-наркофиляй»: Евдоким Князев, Александр Шанкин, Елизавета Симонова, Михаил Шаланкевич и Дмитрий Шельдяшов. По версии следствия, в 2013-2014 годах они совершили несколько нападений на продавцов запрещенных курительных смесей, так называемых спайсов, инсценируя у них закупку зелья. В ходе одного из таких нападений в июне 2014 года погиб гражданин Азербайджана Заур Алышев. В этой связи Дмитрию Шельдяшову вменили ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть).

Самому Марцинкевичу вменялся один эпизод. По версии обвинения, 17 августа 2013 года он вместе с Шанкиным и Князевым напал на торговца спайсами Хамидулло Мухтарова в районе Белорусского вокзала. Борцы с распространением наркотиков избили его, заставили съесть курительную смесь, облили краской и сдали полиции. Эти действия следствие квалифицировало по статьям «хулиганство» и «разбой» (ч. 2 ст. 162 УК и ч. 2 ст. 213 УК РФ).

Алиби Тесака

Марцинкевич свою вину отрицал. Его защитник Владимир Краснов представил суду алиби, которым стал ответ авиакомпании «Уральские авиалинии». Из него следовало, что Тесак в указанный день не мог участвовать в нападении, поскольку в то время отдыхал с несколькими приятелями на Байкале: 11 августа 2013 года Марцинкевич улетел из Москвы в Улан-Удэ и вернулся только 19 августа.

Адвокат утверждал, что для обвинения Марцинкевича в разбое и хулиганстве нужно было доказать наличие у него прямого умысла. Доводы прокуроров о том, что Тесак действовал, исходя из корыстной цели и хулиганского мотива, он назвал «огульными». «В суде выступили свидетели, которые заявили, что Марцинкевич зарабатывал прилично, до 10 тысяч долларов в месяц, и нападать на какого-то человека, чтобы похитить у него полторы тысячи рублей и старый телефон, у него не было смысла», — прокомментировал Business FM обвинение защитник.

Краснов добавил, что факт задержания Мухтарова никто не отрицал. Однако Марцинкевич в нем не участвовал, и это произошло явно в другой день. Кроме того, защита настаивала, что Мухтаров был задержан с поличным при совершении преступления — нелегальной продаже запрещенных курительных смесей. Причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании в соответствии со статьей 38 УК РФ не является преступлением.

По словам защитника, все действия Мухтарова свидетельствовали о том, что он действовал противоправно. «Он привез «клиентам» вовсе не курительные смеси для кальянов, как говорил, а именно спайсы. Все это было снято на видео и происходило, как в шпионском кино», — сказал адвокат. По его словам, защита предъявила суду настоящий табак для кальяна, упакованный в красочные коробочки. Он стоил в 250 раз дешевле, чем то, чем торговал Хамидулло Мухтаров.

Другой задержанный

Когда участники «Оккупай-наркофиляй» ловили на живца торговцев спайсами, они каждый раз доставляли их в полицию. Адвокат отмечает, что 17 августа 2013 года Князев с Шанкиным действительно задержали и помогли доставить наркоторговца в ОВД «Беговой». Вот только это был не Мухтаров, а некий Меджидов, имя которого зафиксировали в полицейском журнале.

Краснов убежден, что дело против националиста сфабриковали. «Правоохранителям нужно было посадить Марцинкевича и закатать его по-серьезному, ведь экстремистские дела, по которым его до этого судили, заканчивались небольшими сроками», — заметил адвокат.

Однако суд не принял эти доводы и счел вину Марцинкевича и других фигурантов доказанной. Тесака суд отправил в колонию строгого режима на десять лет, минимальное наказание в два года и 11 месяцев в колонии общего режима было назначено Елизавете Симоновой. Михаил Шаланкевич был осужден на шесть, Евдоким Князев на восемь, а Александр Шанкин — на девять лет заключения в колонии общего режима. Дмитрию Шельдяшову придется отсидеть девять лет и шесть месяцев в колонии строгого режима.

Поскольку Михаил Шаланкевич отсидел назначенное ему наказание в ходе следствия и судебного процесса (один день нахождения в СИЗО ему был засчитан за полтора), то после оглашения приговора его освободили. Также по приговору суда Шельдяшову и Шанкину придется возместить моральный вред отцу погибшего Заура Алышева — 500 тысяч и 100 тысяч рублей соответственно.

Потерпевшему Мухтарову также удалось добиться компенсации от своих обидчиков. Так, суд обязал Марцинкевича и Князева заплатить ему чуть более 7 тысяч рублей за пропавший телефон и испорченные вещи и еще 30 тысяч за моральный вред в солидарном порядке.

Владимир Краснов заявил, что считает приговор незаконным и намерен обжаловать его в апелляции. По его мнению, суд проявил корпоративную солидарность с обвинением. «Если был бы вынесен оправдательный приговор, то обвинению был бы нанесен серьезный репутационный удар», — сказал защитник. По его словам, суд необоснованно отмел алиби Марцинкевича, построив свои выводы на предположениях.

Максим Марцинкевич известен как активист ультрарадикальных организаций правого крыла, лидер объединения «бритоголовых» «Формат-18» (признано экстремистским и запрещено). Он также создатель движений «Оккупай-педофиляй» и «Окупай-наркофиляй», участники которых ловили на живца в социальных сетях педофилов и наркоторговцев (в основном продавцов так называемых курительных смесей — спайсов).

До этого дела Марцинкевич был трижды судим за экстремизм. В 2008 году его приговорили к трем годам лишения свободы за то, что он сорвал политические дебаты с участием Алексея Навального в клубе «Билингва», выкрикивая нацистские лозунги. В 2009 году он получил судимость за размещение в интернете видеозаписи с инсценировкой казни «таджикского наркоторговца».

По совокупности двух приговоров Тесак получил 3,5 года колонии. Он освободился в 2011 году, а когда против него завели очередное дело, сбежал на Кубу, откуда был депортирован в 2014-м. 15 августа 2014 года Кунцевский суд столицы приговорил Марцинкевича к пяти годам заключения за то, что он разместил на своей странице в «ВКонтакте» два экстремистских видеоролика. Позже Мосгорсуд снизил Тесаку срок до двух лет и десяти месяцев заключения.

Источник: bfm.ru

Todoist