ФСБ провела более 60 обысков у чиновников и частных сыщиков, которых подозревают в продаже закрытых баз данных, узнали СМИ. Какие данные легко продаются, а какие купить как минимум очень сложно?
Фото: PA Images/ТАСС
Сотрудники ФСБ, возможно, провели 60 обысков у частных сыщиков и у тех, кто торгует сведениями из закрытых баз. Об этом со ссылкой на источники сообщил «Росбалт».
По данным агентства, сотрудники ФСБ почти никого не задержали — лишь допросили и взяли подписки о невыезде. Зато задержали налоговика и пограничника. Какие претензии к первому, неизвестно. По информации журналистов, официально эти дела не имеют отношения к истории с Петровым и Бошировым — или, как их назвали независимые расследователи, с Мишкиным и Чепигой.
У сотрудника ФНС, конечно, много данных. Например, упоминалось, что Чепига продал Мишкину свой Mercedes, а с этого имущества платится налог. Знает налоговая и о том, кто и сколько платит НДФЛ. А еще, по версии тех мужчин, что дали интервью телеканалу RT, они занимаются бизнесом — продают спортивное питание, а значит, платят с этих доходов налоги.
С пограничником чуть яснее: он, по словам источника, продал информацию о выезде Петрова и Боширова за границу. Бывает, говорит ветеран Службы внешней разведки Лев Корольков:
Лев Корольков ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке «Информация всегда за деньги или иную мзду делается. Так было, есть и, наверное, еще будет. Сами пограничники, которые эту информацию сдали, могли и не знать цель, могли не знать, кто такие Петров и Боширов. К ним просто обратились, они посмотрели в базу данных КПП, которая есть на каждом КПП, где есть те, кто находится в розыске по линии Интерпола, по линии нашего внутреннего розыска и так далее».
Возможно, от пограничника расследователи могли узнать, что один из поклонников «солсберецкого шпиля» неоднократно ездил на Украину. И к этому хорошо верстаются данные The Bellingcat, что потом Александр Мишкин стал Героем России — то ли за Крым, то ли за спасение Януковича. Но в базе данных КПП всего лишь сведения о перемещениях, не более того.
«Росбалт» вообще выдал очень дозированный материал — в нем нет самого главного. Расследователи публиковали данные якобы из личных дел сотрудников ГРУ. Если документы подлинные, то нет даже намека на то, как они могли попасть к журналистам. Если была утечка, и нашли виновных, то все равно мы вряд ли что-то узнаем, предполагает бывший старший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР Владимир Калиниченко:
Владимир Калиниченко бывший старший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР «Когда мне приходится заниматься в настоящее время как адвокату делами по измене Родине, они остаются под грифом «совершенно секретно». Естественно, я даю соответствующие подписки о неразглашении и так далее и понимаю, чем для меня это чревато. Поэтому неизвестно, как все будет развиваться по этому уголовному делу и какая там будет причина».
Базы с личными данными продаются, но они, как правило, старые и не всегда актуальные. Есть «темный интернет», где тоже можно найти много чего интересного. Но сомнительно, что в этих источниках можно что-то узнать о сотрудниках военной разведки.
Если ФСБ действительно активизировалась, то, вероятно, какие-то утечки были, тем более что подобные проверки происходят и после других резонансных дел — например, когда у наемных убийц находят все данные об их жертвах. Те документы, что ранее предъявили публике независимые расследователи, похожи на настоящие. Вызывает сомнение, что журналисты добыли их самостоятельно.
Источник: