Почему Фонд кино не может вернуть свои деньги и как уголовные дела, возбужденные Генпрокуратурой, отразятся на отечественном кинематографе?
Кадр из фильма «Дед Мороз. Битва магов». Фото: Ангел-фильм
По итогам прокурорских проверок возбуждено шесть уголовных дел в отношении российских кинопроизводителей, которые получили целевые субсидии от государства и не вернули эти деньги, сообщает «Интерфакс».
Совсем недавно Минкульт совместно с Фондом кино опубликовал список проектов, которые не вернули средства, выделенные на производство фильмов. Эдакая «доска позора». Туда вошли, к примеру, ленты «Дед Мороз. Битва магов», «Тайна Снежной королевы», «Ночные стражи», «Герой» с Димой Биланом в главной роли. Только за эти картины в бюджет не вернулось более 220 млн рублей. Владимир Мединский пожаловался президенту на недобросовестных участников рынка, назвав их «киножуликами».
В беседах с Business FM продюсеры отмечали, что подход Минкульта не совсем справедливый. То есть из числа тех, кто не вернул деньги, — нет таких, кто эти деньги взял, ничего не снял и скрылся. В конце концов, фильмы вышли в прокат. Правда, какие именно кинопроизводители именно уклоняются от возврата субсидий, неизвестно. Возвращать деньги нужно, но утверждать, что эти участники рынка мошенники, неверно, считает редактор портала Film.ru Евгений Ухов.
Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Требовать, конечно, нужно возврата каких-то средств. Нужно требовать, чтобы те, кто занимаются кино, относились к этому серьезно, не так, что они получат эти деньги и могут ничего не делать и с них никто не спросит. Конечно же, и министерство культуры, и Фонд кино часто считают, что их желание во все это окунуться заканчивается тем, что мы вам дали деньги, вы нам принесите обратно, и вы нам делайте кассу, делайте имя и делайте славу нашему российскому кинематографу. А так не всегда получается. Не могу сказать, что у нас сплошняком продюсеры мошенники и хотят исключительно взять от государства деньги и с ними куда-то исчезнуть».
Проекты, которые финансирует фонд, делятся на возвратные и невозвратные. В некоторых случаях фильмы были сняты, но сборы оказались плохими, отмечает член Гильдии продюсеров Олег Тетерин. По его мнению, кинобизнес — дело рискованное, и Минкульт должен отдавать себе в этом отчет.
Олег Тетерин член Гильдии продюсеров «Допустим, если я буду говорить о фильме с Димой Биланом, «Герой» назывался, там была большая господдержка, сборы были небольшие, то есть продюсеры реально попали в эту ситуацию. Был какой-то сделан расчет, расчет был неверный, соответственно, продюсеры попали. Если они могут предложить схему, при которой смогут выпустить какие-то другие фильмы, пусть даже без господдержки, и вернуть средства, я думаю, что это было бы справедливо, потому что они-то обязательства выполнили, фильм выпустили. Понятно, что никто не может гарантировать успех, но государство это в принципе не волнует. А с другой стороны, должно волновать, потому что мы живем в какой-то конъюнктуре, не только без отрыва от контекста. Если мы видим, что зрители не ходят по той или иной причине в кино или общее финансовое благополучие жителей падает, то надо на это тоже делать определенную скидку».
Конечно, уклоняться от выплат незаконно. В конце концов, никто продюсеров, грубо говоря, за рукав не тащил. Однако Минкульт и сам должен навести порядок. Во-первых, сделать систему выделения субсидий более прозрачной, как того в октябре потребовала Счетная палата. А во-вторых, сделать так, чтобы и у самих кинопроизводителей не возникало претензий вроде таких: Минкульт выделил деньги и обещал информационную поддержку, но в итоге ограничился лишь деньгами, как уже было не единожды — например, в случае с фильмом «Семь пар нечистых». В конце концов, кинокомпания может и обанкротиться. В итоге — убытки, а деньги возвращать все равно надо.
Источник: