Теперь правительство может увеличить экспортные пошлины в три раза, что обойдется компаниям в 420 млрд рублей в год. Подтверждения этой информации нет. Что может не устраивать нефтяников в соглашениях и какими могут быть последствия?
Фото: depositphotos.com
Крупнейшие нефтяные компании, включая «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть», должны были подписать соглашение с правительством до 7 ноября. По состоянию на вечер 9 ноября этого не было сделано, рассказали РБК несколько источников.
В итоге правительство имеет право увеличить в три раза экспортные пошлины на нефтепродукты, что может обойтись компаниям в 420 млрд рублей в год. В «Роснефти» Business FM сказали, что все условия выполнили.
Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «Мы подписали соглашение 1 ноября и отправили документы об этом в правительство. Мы подписали это соглашение первыми из всех нефтяных компаний. И мы его соблюдаем. А что там, кто не подписал, где — это все отдельный вопрос».
Представители «Лукойла» и «Газпром нефти» для комментариев недоступны. Меры по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов предполагают, что до конца года нефтяные компании заморозят цены на топливо на уровне начала июня, с 1 января смогут их повысить не более чем на 1,7%, а с 1 февраля — не более чем на уровень прогнозируемой инфляции. Это 4-4,5% в год.
Уже 1 ноября «Лукойл» сообщил, что «меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности», а «Газпром нефть» заявила о снижении мелкооптовых цен в среднем на 15%. В ответ на заявления нефтяников цены на бензин и дизтопливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 1 ноября начали снижаться.
Однако после ноябрьских праздников, 6 ноября, они снова выросли. А 9 ноября индексы бензина потеряли лишь немногим более 0,5%. Какой реакции стоит ждать от властей и как это отразится на рознице, если соглашение не подпишут?
Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «Крупные нефтяные компании пытаются для себя выторговать какие-то дополнительные условия в обмен на уступки, на которые они идут для правительства с целью сдерживания розницы. То есть в целом был обсужден определенный план, но не подписан, потому что на самом деле это план достаточно поверхностный, он плохо продуманный. Они продолжают, я думаю, разрабатывать определенные меры, которые были бы выгодны вертикально интегрированным нефтяным компаниям и при этом позволили бы на какой-то короткий период времени сдержать розницу. Поэтому я не думаю, что действительно с понедельника будут введены экспортные пошлины в том размере, в котором сегодня дает возможность Налоговый кодекс ввести. Если же экспортные пошлины введут, честно говоря, последствия мне не кажутся очевидными. Если говорить в рамках обычной логики, по идее увеличение экспортной пошлины должно увеличить объем поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Но, с другой стороны, крупные нефтяные компании будут хотеть компенсировать выпадающие доходы с экспорта за счет внутреннего рынка. А если это так, то, скорее всего, следует ожидать роста розничной цены. Мы просто не знаем, как начнут себя вести крупные компании. Вполне возможно, они могут начать гнуть свою линию, своего рода такой вот шантаж экономический устраивать правительству».
Предварительный текст соглашения правительства с нефтяниками был разослан в компании еще 31 октября по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака. Однако компании посчитали эти договоренности нелегитимными: мол, они выглядят как картельный сговор, нарушают антимонопольное законодательство, и в итоге могут быть претензии у налоговой службы из-за занижения налоговой базы, пояснили собеседники РБК.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев в ответ заявил, что есть 13-я статья закона «О защите конкуренции». По его словам, если это приносит социально-экономический эффект, то есть в интересах народа, такое соглашение может быть оформлено актом правительства и является законным. «Это не картель», — подчеркнул глава ФАС.
Источник: