Так, по его мнению, Арктика получит дополнительный стимул к развитию, а для привлечения инвестиций можно было бы устроить налоговые каникулы на несколько лет
Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Вице-премьер Юрий Трутнев предложил допустить частников и иностранцев к освоению арктического шельфа. Для привлечения инвестиций, по его словам, можно было бы устроить налоговые каникулы на несколько лет. Инвесторы должны понимать, что правила меняться не будут, и рассчитывать сроки окупаемости.
Сейчас шельф поделен по-государственному: его разработкой занимаются «Роснефть» и «Газпром». «Лукойл» тоже давно проявлял заинтересованность, но еще несколько лет назад Трутнев говорил: пока не время.
Теперь, похоже, время пришло. Как заявил Трутнев в интервью «Интерфаксу», «за последние годы у нас на шельфе пробурено пять скважин, тогда как в Норвегии — 345, в Великобритании — 99».
Понятно, что свою роль сыграли санкции. После 2014 года иностранные компании массово вышли из совместных проектов с российскими нефтяниками. В общей сложности из-за этого были перенесены сроки геологоразведки и начала добычи на 30 участках на шельфе.
Звучит логично, что для оживления процесса стоит допустить частные компании. Такой компанией мог бы стать «Лукойл». Однако вряд ли он или какая-нибудь другая российская компания потянут огромные расходы, связанные с освоением шельфа, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев:
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Что касается частных компаний… Вы знаете, арктический шельф — это такая вещь, где нужны совершенно иные масштабы инвестиций. Я хочу напомнить, что «Лукойл» пробурил одну неудачную скважину в Восточном Таймыре, недалеко от Хатанги, и в результате после этого свернул все программы в Арктическом регионе, потому что только одна скважина унесла 200 млн долларов. Даже большим частным компаниям подобные программы неподъемны. Только кооперация с государственными институтами и компаниями, которые управляются государством, способна решать эти проблемы».
Трутнев допустил, что в освоении шельфа могут принять участие иностранные компании. Правда, непонятно, кого он имел в виду и на каких условиях. По словам вице-премьера, нужна единая система поддержки инвестиций и налоговых преференций, в Арктике можно было бы устроить налоговые каникулы.
Себестоимость проектов высока — одна поисковая скважина на шельфе стоит в 10-20 раз дороже, чем на материке. Для примера: бурение скважины «Университетская-1» в Карском море, которое финансировала ExxonMobil, обошлось примерно в 1 млрд долларов. С другой стороны, разработка шельфа — это работа на перспективу, говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:
Алексей Громов директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Арктические проекты — это классические проекты нефтегазового цикла, которые предполагают, что в момент проведения геологоразведочных работ до подготовки месторождения к эксплуатации начало физической добычи углеводорода проходит в условиях Арктики от семи до десяти лет. Безусловно, если мы посчитаем, что в ближайшее время у нас геологоразведочные работы на шельфе вновь активизируют, то результатов в виде добытых баррелей нефти, кубометров газа следует ожидать не раньше чем через 10-12 лет. Это перспектива 2030-го и дальнейших годов».
«Куда за это время шагнет мировая нефтяная отрасль? Особенно если учесть, как стремительно меняется структура потребления энергии», — отметил вице-премьер Трутнев. Но вряд ли эта история разрешится быстро, и с идеей вице-премьера согласятся все участники. Четыре года назад запасы на арктическом шельфе оценивались более чем в 1,5 млрд тонн нефти и 13 трлн кубометров газа — есть за что бороться.
Источник: