В первый день Страстной недели по григорианскому календарю катастрофически пострадал от пожара один из самых известных христианских храмов мира — готический собор Парижской Богоматери.
За два часа пламя, предположительно вспыхнувшее на лесах реставраторов, уничтожило готический шпиль и обрушило крышу. Мировые лидеры, комментируя уничтожение одного из национальных символов Франции, продемонстрировали единение, которое в последние годы возникает, пожалуй, лишь после крупнейших терактов.
В понедельник вечером в центре Парижа, на берегах Сены, собралась многотысячная толпа. Люди издалека наблюдали, как полыхает собор Парижской Богоматери. Всех верующих и туристов из храма удалось вывести — но использовать пожарные вертолеты и водометы, когда вокруг столько людей, к тому же учитывая хрупкость конструкций, было опасно, и культовое сооружение медленно разрушалось на глазах у публики.
«Мои мысли со всеми католиками и со всеми французами. Как и мои соотечественники, с горечью наблюдаю, как горит часть нас самих», — заявил прибывший на место трагедии президент Франции Эмманюэль Макрон.
Первые сообщения в соцсетях с фотографиями и видео задымления над собором появились около семи часов вечера по местному времени — предположительно, пламя занялось на строительных лесах, которые окружали собор на время реставрационных работ. С них огонь перекинулся на крышу, шпиль и левую башню. Обрушилась крыша и шпиль. При этом позднее представитель собора Андре Фино отметил: «Все священные предметы находятся в ризнице, им ничего не угрожает».
По предварительным данным, здание не было оборудовано системой пожаротушения. Стремительному распространению огня по деревянным конструкциям способствовала мощная тяга, образовавшаяся в результате того, что из некоторых окон собора на время реконструкции были убраны витражи. К тому же у парижских спасателей явно оказалось недостаточно сил и средств для тушения столь масштабного пожара.
Хотя рядом река, было проложено всего несколько магистралей для непрерывной подачи воды к собору, а для того чтобы доставить ее к очагу возгорания, использовались коленчатые подъемники, которые не доставали до крыши. Таким образом, вода не попадала даже на горевшие чердак и крышу.
После их обрушения внутрь здания возникла угроза разрушения стен, которые поддерживались металлическими конструкциями. Дело в том, что конструкции были установлены не только снаружи, но и внутри здания, а от высокой температуры они вполне могли деформироваться и развалиться. В России к тушению подобных пожаров обычно привлекают авиацию — прежде всего вертолеты, оборудованные системой Bambi Bucket, — для забора и сброса воды. В Париже они не применялись. Представители пожарной службы утверждали, что не использовали спецтехнику, опасаясь разрушения здания.
Собор Парижской Богоматери — один из символов не только Парижа, но и европейской готики.
Он был заложен в 1163 году на месте более скромного по размерам романского храма и был призван свидетельствовать о французской столице как об одном из центров западного христианства. Строительство продолжалось вплоть до XIV века. Церковь, несмотря на все утраты и переделки, всегда воспринималась как драгоценнейший памятник и средневековой архитектуры, и западнохристианской традиции.
Шпиль над трансептом (поперечным нефом) собора первоначально был сооружен во времена расцвета французской готики — в XIII столетии (вероятно, в 1220-е годы). Это один из первых шпилей в истории великих соборов Европы, который был призван отражать главную идею готической храмовой архитектуры, пламенное стремление ввысь. На протяжении столетий хрупкая деревянная конструкция шпиля не только обветшала, но и серьезно пострадала от ветра и стихийных бедствий. В 1786 году специально назначенная комиссия, оценив физическое состояние накренившегося к тому времени шпиля, приняла решение о его демонтаже в целях всеобщей безопасности. После этого шпиль был разобран.
Собор простоял без шпиля времена Великой французской революции, когда базилика была осквернена и затем служила революционным культам сначала Разума, а потом Верховного Существа. Без шпиля он провел и времена империи Наполеона I, который с участием папы Пия VII был коронован как «император французов» в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года. Но во второй трети XIX столетия общественное желание восстановить первоначальный готический облик храма становилось все более очевидным — особенно после того, как в 1831 году вышел роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В 1844 году за реконструкцию взялись архитекторы Эжен Виолле-ле-Дюк и Жан-Батист-Антуан Лассю. Работы по реконструкции продолжались четверть века. В результате появились, например, взамен утраченных, многие статуи горгулий и химер, украшающие фасад статуи и рельефы, стилизованные под манеру авторов высокой готики, а также новый шпиль — выдержанный в формах готической архитектуры, но более высокий, чем прежний, уничтоженный в XVIII веке.
По замыслу Виолле-ле-Дюка, шпиль был окружен бронзовыми статуями двенадцати апостолов, причем один из них, святой Фома, своими чертами напоминал самого архитектора. В 1935 году в венчающего шпиль металлического петуха были помещены христианские реликвии — частицы мощей предполагаемого первого епископа Парижа святого Дионисия, покровительницы Парижа святой Женевьевы (Геновефы) и частица Тернового венца.
Первая реакция на пожар свидетельствовала о всеобщем шоке от произошедшего.
Первым из мировых лидеров отреагировал президент США Дональд Трамп. «Ужасно наблюдать за сильным пожаром в соборе Парижской Богоматери. Вероятно, можно использовать пожарную авиацию. Необходимо действовать быстро!» — написал он в Twitter. Другие политики от советов воздержались. «Нотр-Дам принадлежит всем нам. Мы теряем сокровище, страницу мировой культуры», — заявил президент Эквадора Ленин Морено. «Душераздирающие сцены. Лондон всегда вместе с Парижем и в скорби, и в дружбе», — отметил мэр Лондона Садик Хан. Представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт назвал собор «символом Франции и европейской культуры». «Слезы стоят в глазах. Эти „старые камни Европы“ — часть и нашей души, и нашей духовной истории. Страшная утрата, верю, соединяет в скорби нас и западных христиан, которые сейчас переживают Страстную неделю, — заявил агентству „Интерфакс“ замглавы синодального отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. — Трудно отделаться от мысли, что на наших глазах совершается знамение, смысл которого нам еще предстоит осознать. Мир уже не будет прежним».
Собор Парижской Богоматери — главный, но не единственный из великих готических храмов в Европе, пострадавший за последние десятилетия. Базилику Святого Франциска в итальянском Ассизи после землетрясения 1997 года удалось восстановить так, что современные туристы даже не думают об этой катастрофе. Но позволит ли масштаб разрушений сделать это и французским реставраторам, можно будет сказать только после ликвидации пожара.
Автор: Галина Дудина, Сергей Ходнев, Павел Тарасенко, Николай Сергеев
Источник: