Сенаторская карьера прервалась на взлете. Комментарий Георгия Бовта

К политической карьере Арашукова-младшего теперь, разумеется, присмотрятся пристальнее и найдут массу свидетельств того, что так просто такие карьеры не делаются. А до этого, видимо, присматриваться желания и не было ни у кого

Георгий Бовт. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Самого молодого сенатора Рауфа Арашукова, представлявшего Карачаево-Черкесию, задержали прямо в зале заседаний Совета Федерации. Перед этим заседание неожиданно перевели в закрытый режим, вход в зал перекрыли сотрудники Федеральной службы охраны. Перед сенаторами выступил генпрокурор Юрий Чайка, в зале присутствовал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Члены Совфеда единогласно проголосовали за лишение Арашукова неприкосновенности и дали согласие на его арест. После этого «Единая Россия» приостановила членство Арашукова в партии. Арашукова подозревают в заказных убийствах активиста черкесского молодежного движения «Адыге-Хасэ» Аслана Жукова и советника бывшего главы Карачаево-Черкесской Республики Фраля Шебзухова. Оба убийства были совершены в 2010 году, когда Арашукову было 24 года. Одновременно в Петербурге был арестован отец сенатора Рауль Арашуков. Он работает советником гендиректора компании «Газпром межрегионгаз». Арашукова-старшего подозревают в причастности к хищениям газа у «Газпрома» на сумму более 30 миллиардов рублей. Что может стоят за этими арестами?

Арест сенатора непосредственно в здании Совета Федерации, да еще во время заседания — это нечто беспрецедентное в истории современной России. В 2010 году, когда брали сенатора от Башкирии Изместьева, получившего в результате пожизненный срок, в том числе за организацию убийств, все же обошлись без такого драматического шоу.

В делах отца и сына Арашуковых, а это два совершенно разных дела, закрутившихся чудесным образом в один и тот же день, разумеется, не могло обойтись без большой политики. Убийства, в которых обвиняют 32-летнего сенатора, произошли в 2010 году. Три исполнителя были задержаны в 2012. Слухи о причастности Рауфа Арашукова ходили по республике не один год. Однако проверить их до сих, видимо, не удавалось. Над влиятельным республиканским кланом, казалось, ничего не капало. В прошлом году сам глава СК Александр Бастрыкин отдыхал в Карачаево-Черкесии, в роскошном санатории «Адиюх Палас», считающемся резиденцией сенатора от республики. И потом Рауф Арашуков хвастался фотографиями высокого гостя из Москвы, надеясь, что они сыграют роль «оберега» на фоне слухов о причастности его к убийствам. Однако «оберегом» эти фото ему не стали — Бастрыкин присутствовал в зале во время ареста.

Что касается политической карьеры Арашукова-младшего, то теперь, разумеется, к ней присмотрятся пристальнее и найдут массу свидетельств того, что так просто такие карьеры не делаются. А до этого, видимо, присматриваться желания и не было ни у кого. Начало политической карьеры — в 17 лет. В 18 лет Арашуков-младший — депутат городской думы Ставрополя, в 21 год стал министром труда и социального развития Карачаево-Черкесии. Где его отец выстраивал свою клановую империю еще с 90-х. Следователям на допросе Арашуков-младший скажет, что плохо владеет русским и ему нужен переводчик. Однако это не помешало ему закончить в 21 год, параллельно с политической карьерой, Ставропольский университет по специальности «юриспруденция». Наверняка теперь диплом проверят и найдут его липовым.

Не менее подозрительна история с видом на жительство Рауфа Арашукова в Арабских Эмиратах. Там заведено уголовное дело по подозрению в подделке документов на ВНЖ. Якобы Рауф Арашуков подделал его срок действия, чтобы в 2016 году стать сенатором, которым иметь такой статус в зарубежных странах запрещено. Совфед проводил проверку на сей счет, но она нарушений не выявила, разумеется. Может, теперь перепроверят и нарушения уже найдут.

Весь этот набор подозрительных обстоятельств карьеры молодого сенатора на фоне того влиятельного положения, которое занимал его отец и в газпромовских структурах, и, главное, в Карачаево-Черкесии, свидетельствует, прежде всего, о том, что к таким людям в нашей стране ни один прокурор и ни один следователь не осмелятся подступиться, вопреки самым страшным подозрениям и слухам, если на то не будет дана команда сверху. И удивительным образом в тот же день обнаружилось, что и 30 млрд рублей у «Газпрома» украл Арашуков-старший. А до тех пор, видимо, пропажа вообще не обнаруживалась никак. Задержание отца и сына Арашуковых сильно напоминает историю другой влиятельнейшей семьи Карачаево-Черкесии — семьи Деревых. Осенью прошлого года был арестован тоже экс-сенатор Вячеслав Дерев, по обвинению в махинациях с НДС на 119 миллионов рублей, а также его сын Эдуард Дерев, глава одного из районов Карачаево-Черкесии. Деревы и Арашуковы представляли собой два соперничающих влиятельных клана республики. Нетрудно предположить, что теперь уже всю республиканскую властную элиту ждет масштабная зачистка. По примеру того, как это происходит в последнее время в Дагестане.

И еще один нюанс в этой истории примечателен. Зачем надо было проводить задержание сенатора перед глазами теперь уже бывших его коллег? Может, это сигнал о том, что так может быть с каждым? Притом, что в карьерах многих членов высшей палаты парламента наверняка тоже могут найтись свои «скелеты в шкафу». Потому что политика и экономика многих регионов устроена в сущности часто так же, как в Карачаево-Черкесии и Дагестане.

Источник: bfm.ru

Todoist