Кандидат, которого поддерживал экс-президент, проиграл. Во втором туре побеждает Саломе Зурабишвили, заручившаяся поддержкой правящей партии
Саломе Зурабишвили Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Обновлено в 14:22
В Грузии выбрали президента. По итогам подсчетов почти 100% голосов во втором туре побеждает независимый кандидат, которую поддерживает правящая партия «Грузинская мечта», Саломе Зурабишвили. За нее, по предварительным данным ЦИК, проголосовали около 60% граждан. Ее соперника — оппозиционного кандидата от бывшей партии власти «Единое национальное движение» Григола Вашадзе — поддержали чуть более 40% избирателей.
Зурабишвили уже поблагодарила избирателей за поддержку и пообещала быть «президентом всех граждан Грузии». Проигрывающий выборы Вашадзе заявил, что объявит о дальнейших планах после встречи со своими сторонниками в четверг вечером.
Тем временем экс-президент Грузии Михаил Саакашвили призвал граждан страны к неповиновению и акциям протеста. Свое заявление он сделал в видеообращении, показанном телеканалом «Рустави-2»:
«Я призываю грузинское общество не признать результаты этих выборов. Сегодня и в эти недели это были не выборы, не демократический процесс, и он не имеет ничего общего с волей народа. Завтра мы начинаем по всей стране массовые акции мирного гражданского неповиновения».
В феврале сообщалось, что сам Саакашвили может находиться в Нидерландах.
Во время своей избирательной кампании Вашадзе неоднократно заявлял, что в случае избрания его президентом помилует Саакашвили и вернет ему гражданство. Однако что касается призывов экс-президента к протестам, Вашадзе назвал это «личным мнением одного человека».
С подробностями — внештатный корреспондент НТВ из Тбилиси Нугзар Керахелидзе:
— Пока коалиция оппозиционных сил, которые объединились и поддерживали Григола Вашадзе, сами-то не сформулировали свою позицию, потому что несколько неожиданными были для них вот эти идеи, высказанные Саакашвили. То есть они говорят о том, что все эти предложения должны коллегиально формироваться, и поэтому до того момента, пока наша объединенная оппозиция не соберется и не будет, значит, об этом судить, то эти все призывы остаются призывами отдельного человека. Если сказать о настрое — такого настроя, можно сказать, и в обществе нет. Народ все-таки за стабильность проголосовал во втором туре. Конечно, они недовольны вот теми темпами, которыми развивается Грузия под руководством «Грузинской мечты», и какой-то сигнал они своим решением в первом туре подали власти. Ну, власти говорят, что мы поняли и теперь у вас действительно будет правительство, которое будет заботиться о вас.
— Явка достаточно высокая. Административный ресурс не задействовали в данном случае?
— Я думаю, было задействовано все, и, естественно, административный ресурс, и призывы тех оппозиционных сил, которые явно не поддерживали Саакашвили. Показали опасность возвращения национального движения со своими методами правления. Вкупе все эти действия дали такой результат.
Ситуацию прокомментировал президент медиахолдинга Georgian Times, политолог Малхаз Гулашвили:
— Саакашвили призвал все силовые структуры, чтобы они не подчинялись официальным властям. Естественно, это врасплох застало всех лидеров так называемой объединенной оппозиции. Они сейчас не знают, идти в сторону Саакашвили и в сторону революции или, наоборот, подождать и на следующих выборах, парламентских, уже выступать как более сильная политическая сила.
— Насколько сильна поддержка Саакашвили в Грузии?
— У Саакашвили и сторонников 700 тысяч человек. Из них одна треть [принадлежит] «Мечте», которые назло отдали голос за них, остальные — их электорат. Они очень активны у них, электорат. И, если «Мечта» не образуется, тогда «Альянс патриотов» будет очень много делать, чтобы наказать этих негодяев и признать режим Саакашвили и Бокерии виновным во всех бедах, которые в Грузии они натворили.
Политолог Гела Васадзе считает, что у оппозиции не хватило сил переиграть власть.
Гела Васадзе политолог «На этих выборах, конечно, было все, что свойственно нашей демократии, которая находится в младенческом возрасте: и подкуп избирателей, и использование политического, финансового ресурса, и так далее. Но это, скажем так, то, к чему мы уже привыкли, и это никого не удивляет. Другая сторона медали — то, что у оппозиции не хватило силенок для победы, для решающего рывка. Оппозиция хотела победить с помощью телевизора. На выборах все-таки побеждают люди. Побеждает мотивированный актив. Этого мотивированного актива у оппозиции не оказалось. Что мы получили в итоге? Власть сумела мобилизовать тех, кто не хотел возвращения Саакашвили, а оппозиция не сумела мобилизовать тех, кто хотел бы. Во-первых, выборы были назначены на будний день. Бюджетники получают выходной и, естественно, жесткий контроль: ты должен прийти на выборы. Представители среднего и малого бизнеса такой выходной не получают. Кроме всего прочего, у нас высокий уровень трудовой миграции. Очень многие люди работают в Тбилиси, а ездят к себе домой на субботу, воскресенье, скажем так. Что сделала власть? С утра во всех районах города стояли новенькие автобусы, которые развозили сторонников власти в регионы. Оппозиция этого не сделала».
Зурабишвили заявила, что не планирует работать в президентском дворце, который построил Саакашвили. Об этом избранный президент говорила еще во время предвыборной кампании. По ее словам, в этом здании должны работать премьер-министр и МИД страны. Сама же Зурабишвили планирует работать во дворце Орбелиани в центре Тбилиси.
Прошедшие накануне выборы президента Грузии были последними всенародными. Дальше главу страны будут избирать 300 членов избирательной коллегии.
Изменения, которые были внесены в грузинскую конституцию в прошлом году, существенно урезают возможности главы государства. Он остается верховным главнокомандующим и является представителем государства в международных отношениях.
Каковы планы Зурабишвили в отношении России? Вот что она говорила ранее в программе «Немцова.Интервью»:
«Тот, кто говорит, что можно в одностороннем порядке изменить грузино-российские отношения, не заслуживает доверия, потому что изменение российско-грузинских отношений зависит от обеих сторон. Так что это не относится к вопросу, кто будет с грузинской стороны президент, министр иностранных дел или премьер-министр. Но у президента если что и есть, так это большие представительские полномочия во внешней политике. А внешнюю политику я отлично знаю по работе на своих предыдущих должностях во Франции, в Грузии, потому что я была тут министром иностранных дел. Но сейчас это будет зависеть и от наших отношений с нашими европейскими и американскими партнерами. Это не зависит от кого-то в России, от какого-то нового подхода к России, который будет реализовываться без этих партнеров».
Инаугурация президента, как ожидается, пройдет 16 декабря.
Источник: