С острова Джерси на остров Октябрьский — только через Вашингтон. Комментарий Георгия Бовта

20 декабря внеочередное собрание акционеров энергометаллургической компании En+ (которая владеет 48,1% «Русала») одобрило смену юрисдикции с кипрской на российскую. А именно перерегистрацию с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининграде

Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Само решение принципиально было принято в июле. Нынешнее собрание прошло на следующий день после того, как управление Минфина США по контролю над иностранными активами (OFAC) объявило о готовности снять через месяц санкции c En+, «Русала», а также компании «Евросибэнерго». Однако для этого компании должны выполнить определенные условия. Насколько они суровые?

Управление Минфина США по контролю над иностранными активами (Office of Foreign Assets Control — OFAC) словно специально приурочило решение о снятии санкций с компаний Дерипаски к ежегодной пресс-конференции Владимира Путина. Однако подарком к ней это решение назвать сложно. Не менее важно и то, что Минфин уведомил Конгресс о своем решении именно в то время, когда тому будет трудно воспрепятствовать данной сделке, приняв опротестовывающую ее резолюцию обеих палат. В Конгрессе сейчас идет пересменка. Впрочем, он вряд ли сможет в данном случае критиковать администрацию за излишнюю мягкость к русским.

Российские власти пока подробно не прокомментировали решение Минфина США, а «Русал» сухо поприветствовал сам факт снятия санкций. Формально речь идет о соглашении между попавшими под санкции компаниями и американским Минфином на основании петиции, которую первые написали второму, согласившись на целый ряд жестких условий. Если вчитаться в эти условия, изложенные в уведомлении Конгрессу, то речь идет, по сути, о переходе трех крупнейших российских компаний, имеющих стратегическое значение, под сверхжесткий контроль администрации США. Вопрос перерегистрации на этом фоне становится совершенно второстепенным.

Речь не только об изменении структуры собственности. Так, доля Дерипаски, который сам все равно останется под санкциями, в En+ будет уменьшена с примерно 70% до 45%. Сокращение доли бизнесмена будет достигнуто за счет сделок, которые не подразумевают денежных выплат, или через передачу акций благотворительным фондам. Часть его пакета получит ВТБ в счет выданных ранее кредитов, а часть пакета перейдет к швейцарской компании Glencore. Дерипаска не сможет получать даже дивидендов от своих акций — все они будут переводиться на заблокированный счет. Голосовать за остающиеся формально за Дерипаской акции будет не он сам, а специально созданный под руководством Минфина США траст. Права голоса лишатся все другие акционеры, как-либо связанные с Дерипаской. Банк ВТБ тоже не сможет голосовать своими акциями, а должен будет передать это право некоей «независимой третьей стороне». Таким образом, Минфин США претендует на то, чтобы лишить какого-либо влияния на EN+, «Русал» и «Евросибэнерго» не только Дерипаску и связанных с ним лиц, но и вообще российское правительство. Каковая цель прямо заявлена в уведомлении Конгрессу. Половина обновленного совета директоров En+ должна в обязательном порядке состоять из граждан США или Великобритании, кандидатуры которых должны быть утверждены Минфином США. Впрочем, другие члены совета директоров, по сути, тоже должны получить его одобрение.

Примечательно, как будет выглядеть контроль со стороны OFAC за повседневной деятельностью EN+ и «Русала». Предусмотрено ежемесячное предоставление отчетов о деятельности компаний на предмет соответствия условиям соглашения, в частности, доказывающие отсутствие какого-либо влияния Дерипаски и связанных с ним лиц. Помимо этого — предоставление квартальных отчетов по En+ и «Русалу». Вменено в обязанность немедленно уведомлять о всех изменениях в составе совета директоров, изменениях, связанных с «третьей независимой голосующей стороной», изменениях в структуре собственности, а также во всех уставных документах. В Вашингтон должны предоставляться все протоколы заседаний совета директоров. В условиях прямо указано, что ни сама EN+ , ни отдельные ее части не могут поменять свою юрисдикцию на российскую без утверждения этого решения новым составом совета директоров EN+ и утверждения этого решения Минфином США. Так что на остров Октябрьский компании Дерипаски смогут переехать с острова Джерси только через Вашингтон.

Это решение может стать моделью для других российских компаний, если против них будут применены санкции. Судя по отсутствию пока подробных комментариев со стороны российских властей, у них нет еще окончательно сформировавшегося мнения о том, как следует реагировать на эту принципиально новую ситуацию. Однако условия соглашения, подготовленного под руководством лорда Грегори Баркера, бывшего министра энергетики Великобритании, вряд ли были для Москвы секретом.

Источник: bfm.ru

Todoist