«Русал» меняет юрисдикцию

Акционеры En+ Group, в которую входит и алюминиевый гигант, на внеочередном собрании акционеров одобрили перерегистрацию компании с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининграде

Здание Министерства финансов США. Фото: Public Domain

Решение акционеров En+ Group прямо противоречит сообщению американского Минфина о скором снятии санкций с «Русала», но не с Олега Дерипаски. Одно из условий американской стороны, которые стали известны накануне: вопрос о перерегистрации компании в России может решаться только новым Советом директоров En+. В котором, как утверждают американцы, восемь из 12 мест займут независимые директора, причем шесть человек будут гражданами США или Великобритании. Сам «Русал» приветствует решение о скором снятии санкций. Хотя в самой компании отмечают, что никаких гарантий этого нет.

Можно ли верить заявлению Минфина США о снятии санкций с «Русала»? Этот вопрос Business FM обсудило с директором центра политологических исследований Финансового Университета Павлом Салиным.

— Обозначены интересы американской стороны про совет директоров и про снижение доли господина Дерипаски в акционерном капитале. Но нет понимания до конца, кто станет конечным эффективным собственником, тех акций, которые будут отчуждены от господина Дерипаски. Называется ВТБ, но вполне возможно, что он станет промежуточным владельцем. И еще вопрос относительно части акций, до 35% господин Дерипаска сможет голосовать, а часть нужно передать в слепой траст. И что это будет за слепой траст, судя по всему, тоже будут согласовывать Москва и Соединенные Штаты. Поэтому, наверное, это согласованная позиция Москвы и Вашингтона, но как минимум составляющих сделки мы не знаем из этого официального заявления.

— Ну, вот, случайно или неслучайно вопрос об этом не прозвучал на пресс-конференции президента про «Русал», как вы считаете?

— Естественно, неслучайно не прозвучал. Нужно, чтобы этот вопрос задавали представители деловых СМИ, потому что, естественно, их целевой аудитории, их читателей, слушателей, зрителей это интересует. Ну, наверное, было решено, что не стоит такие деликатные, тонкие вопросы выносить на широкое обсуждение — раз. А, во-вторых, наверное, есть и некоторые недоговоренности. Еще не достигнуто соглашение по тем вопросам, о которых мы говорили, которые не отражены вот в заявлении американского Минфина.

— Вы бы лично как оценили условия американского Минфина: половина членов Совета директоров — это граждане США или Британии. Значит, ли это, что фактически контроль над компаниями, а это, я напомню, стратегические компании, прежде всего, «Русал», перейдут к США.

— Не совсем так. Здесь нужно смотреть, когда станут известны все три параметра. Во-первых, когда станет точно известна новая структура акционеров. Совет директоров. И, третий момент, кто будет осуществлять оперативное управление, то есть, грубо говоря, CEO компании, руководители ключевых направлений. Вот тогда можно точно будет сказать, каков новый расклад в управлении. Пока, да, стратегический блок отходит Соединенным Штатам. Вопрос, кто будет акционерами компании, которые тоже влияют на принятие стратегических решений, как минимум, раз в год. И, кто будет влиять на оперативное управление компании. Поэтому пока с такой точкой зрения нельзя согласиться, потому что мы знаем только одну из трех переменных. Остаются еще две.

— Среди условий, опубликованных накануне Минфином США, сказано, что вопрос о перерегистрации компании в России может решаться только новым советом директоров. Но в четверг нынешний совет директоров принял решение о перерегистрации в России на острове Русский. Не думаете ли вы, что те условия, которые изложил американский Минфин — это некая провокация, в том числе, для того, чтобы компания не была перерегистрирована в России?

— Это не провокация, потому что, наверное, на решение американской стороны частично снять санкции, хотя и на определенных условиях, как раз повлияло продекларированное решение российской стороны. Формально «Русала», но понятно, что за ним стояли российские власти. В начале декабря было заявлено, что «Русал» намерен сменить юрисдикцию с Джерси на российскую. Но это должны подтвердить акционеры. Затем пауза практически на полтора месяца. А сейчас, когда стали известны условия американской стороны, на следующий день сразу подтверждение решения о перерегистрации в российской юрисдикции. Вот это как раз и есть элемент торга. Вопрос о юрисдикции «Русала» является как раз разменной картой. Нельзя говорить, что стопроцентно решен вопрос о перерегистрации. Это как раз разменная карта, которая сейчас разыгрывается Москвой, а потом будет разыгрываться Вашингтоном.

С тем, что заявление американского Минфина по «Русалу» согласовано с Москвой, согласен и гендиректор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Такое мнение он высказал в эфире Business FM.

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Никто из высокопоставленных чиновников ничего не сказал на эту тему. Типа — что это такое? Мы вроде с Америкой воюем, а теперь крупнейшая алюминиевая компания под диктовку американцев меняет правила, запускает американских граждан в совет директоров. Ну, я-то считаю, что в этом как раз плюс, что этот разговор все-таки происходит, несмотря на крайне жесткую сцепку с Соединенными Штатами. Но и здесь, кстати, в политике Соединенных Штатов мы можем найти такие же странности. Возьмите «Северный поток — 2». Несмотря на все грозные заявления, какие-то письма сенаторов, декларации на тему «мы завтра точно введем санкции», никто никаких санкций против «Северного потока — 2» так и не ввел. Возвращаясь к «Русалу», думаю, заявление Минфина США по поводу перспективы снятия санкций с «Русала» и En+ было одобрено российской стороной. Иначе мы бы уже услышали довольно грозные и жесткие заявления. Я уверен, что и Дерипаска эти все вопросы согласовал. То есть все это совершенно не случайно. И там и объективные причины, кстати, есть у американцев. «Русал» откровенно намекал на то, что, если санкции будут введены, придется не только наше правительство просить о поддержке, но и продавать акции китайцам. Зачем Соединенным Штатам это нужно? Поэтому думаю, что здесь все вполне логично и я, кстати, совершенно не удивлен такому результату. Альтернативой является запрет поставок на один из ключевых рынков сбыта для «Русала», поэтому, если вы возьмете альтернативный сценарий, то вы легко поймете, что эти условия позволяют «Русалу» сохранить американский рынок. Посмотрите структуру поставок, и вы легко убедитесь, что без американского рынка у «Русала» будет гораздо больше сложностей, а значит, и у нас, потому что нас заставят, условно говоря, кефир покупать в алюминиевых банках».

Между тем акции «Русала» и En+ взлетели на новостях о скором снятии санкций. На московской бирже в четверг в начале торгов, акции «Русала» прибавили 48%, а глобальные депозитарные расписки En+ подорожали на 40%. Уже через полчаса цена скорректировалась. И сейчас рост бумаг крупнейшего алюминиевого гиганта превышает 15%, En+ прибавляет более 30% , а акции ГАЗа дорожают на 3%. Что это значит для акционеров компаний Дерипаски? Комментирует аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматулин.

Тимур Нигматулин аналитик компании «Открытие Брокер»«Компании смогут вести нормальную деятельность, то есть смогут работать с трейдерами алюминия, заключать контракты. В том числе, на американском рынке. Естественно, это позитив. Для «Русала» это отдельный позитив по той причине, что за счет продажи акций компания сможет, в том числе, снизить долговую нагрузку. Бизнес, если мы рассматриваем его до санкций и на текущий момент, он, по сути, даже немножко выиграл. Во-первых, улучшится корпоративное управление, то есть оно будет соответствовать, действительно, лучшим мировым практикам. Там будет много независимых директоров. Они будут назначаться специальным образом. У компаний не будет крупного акционера, который будет мажоритарием. Это позитивно для бизнеса. И, по сути, с точки зрения оценки стоимости компании, она сейчас стоит дороже, чем до сделки».

После появления информации о возможном снятии санкций с компаний Дерипаски в моменте рубль укрепился на процент. Однако потом российская валюта потеряла завоеванные позиции. И за доллар стали давать 67,5 рубля.

Рынок явно переоценил эту новость. Снятие ограничений с «Русала» и EN+ не является поворотным моментом в санкционном давлении на Россию. Это отдельный случай, связанный с беспрецедентными уступками, на которые пошел Олег Дерипаска, считает старший аналитик БКС Сергей Суверов.

Сергей Суверов старший аналитик БКС «Дерипаска потерял юридический контроль в компании, и половину мест директоров заняли представители США и Великобритании. Вторая причина, почему были сняты санкции, потому что «Русал» имеет глобальное значение для мирового рынка алюминия. Он поставляет сплавы, которые необходимы для мирового автопрома, поэтому эта компания носит системный характер для своей отрасли. Но это не значит, что санкционное давление на Россию будет ослабевать. Напротив, наверное, в следующем году санкции будут усиливаться. Не исключено, что против каких-то других олигархов эти санкции будут введены. Санкции против компании Дерипаски были одной из главных причин ослабления рубля еще в апреле. И это были очень жесткие санкции, поэтому некоторые восприняли их снятие, как признак вообще ослабления санкционного давления и улучшения геополитики. Но потом поняли, что это, скорее, отдельная история».

Компании Олега Дерипаски попали в «черный список» США в начале апреля. Это означает блокировку активов в США и запрет на любой бизнес с этими компаниями для американских граждан.

20 декабря «Русал» предупредил, что «нет никаких гарантий, что отмена санкций, наложенных на компанию, будет осуществлена или доведена до конца в соответствии с намеченным сроком или вообще».

Источник: bfm.ru

Todoist