Речь идет о центре «Бест клиник», где девочкам пяти-двенадцати лет проводили клитероэктомию по религиозным мотивам. Без лицензии также делали аборты и операции
Фото: «Бест клиник»
Росздравнадзор выявил нарушения в московской клинике, проводившей клитероэктомию («женское обрезание») девочкам пяти-двенадцати лет по религиозным соображениям.
«Установлено, что на сайте ООО «Классикус» (торговая марка «Бест клиник») действительно предлагалась услуга «женского обрезания», выполняемой по ритуальным мотивам, что является грубейшим нарушением российского законодательства», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
В деятельности «Бест клиник» выявлены и другие нарушения. В частности, в медцентре проводились операции по прерыванию беременности и пластической хирургии в условиях стационара без соответствующей лицензии.
Учреждению выдано предписание об устранении нарушений, запланировано проведение повторной проверки. В самой «Бест клиник» утверждают, что услуга клитероэктомии никогда не предлагалась и не оказывалась лицам, не достигшим 18 лет.
Можно ли делать «женское обрезание» совершеннолетним? На этот вопрос ответила руководитель юридической компании Melegal Алина Чимбирева:
Алина Чимбирева руководитель юридической компании Melegal «Со статусом женского обрезания есть сложность. Всемирной организацией здравоохранения эта процедура признана запрещенной. В национальном законодательстве РФ мы не найдем прямого запрета на проведение процедуры женского обрезания, поэтому не можем сказать, что установлен конкретный запрет. Насколько мы можем судить, не зная руководство этой клиники, процедура достаточно спорного статуса. Возможно, реклама была связана с целевым запросом на эту процедуру. Если мы будем искать клитероэктомию или женское обрезание в поисковике, он найдет порядка 20 медцентров. Это организации, которые не зашивают напрямую в прайс эту услугу, потому что медицинским сообществом она признается варварской. Например, в Москве есть платежеспособная аудитория определенных религиозных взглядов, готовая платить за эту процедуру. Здесь логичнее говорить о беспринципности в отношении получения доходов от процедуры. Вся сложность заключается в том, что она не запрещена напрямую, привлечь организацию к ответственности в данном случае проблематично».
В ноябре Meduza опубликовала расследование о московской «Бест Клиник», которая предлагала процедуру женского обрезания девочкам от пяти до двенадцати лет. На сайте клиники указывалось, что «медицинских показаний для этой операции нет, вмешательство проводится по религиозным или ритуальным мотивам».
Подобные действия в отношении несовершеннолетних можно квалифицировать по статье 111 УК РФ «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» — такое мнение высказал председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе:
Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «У взрослых людей есть возможность изъявить свою волю и сказать, что мы готовы на такую операцию. Несовершеннолетний ребенок не может передать свою волю даже опекуну или родителям. Никто не вправе лишать его возможности сознательного выбора. Сознательный выбор он может делать только когда станет совершеннолетним. Все остальное — выход за рамки уголовного кодекса в том числе. Утрата органом функций или утрата самого органа квалифицируется как тяжкий вред здоровью».
После публикации с сайта медцентра исчезли все упоминания об этой операции. Сама клиника разослала российским СМИ, процитировавшим расследование Meduza, предложение о досудебном соглашении при условии удаления материалов о женском обрезании.
Российские правозащитники потребовали проверить клинику. Председатель комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Диана Гурцкая призвала Генпрокуратуру отозвать у клиники лицензию.
Источник: