Российский авторынок показал большое сокращение за два года

В мае в России продано почти на 7% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса

Фото: depositphotos.com

Зимой у российского авторынка закончилась двухлетняя белая полоса роста. Февраль завершился первым сокращением продаж, положительный март дал надежду на отскок, в апреле она разбилась — и май стал месяцем рекордного с 2017 года падения, почти на 7%. Всего с начала года рынок потерял более 2% по сравнению с первыми пятью месяцами 2018 года. Ассоциация европейского бизнеса и другие собеседники «Ведомостей» наперебой перечисляют причины: повышение НДС, рост расходов домохозяйств, снижение господдержки — именно субсидии, вероятно, обеспечили мартовский подскок, но надолго их не хватило. Кто-то даже указывает на более длинные майские выходные, которые могли усугубить 7-процентное майское пике.

Факторы обобщает председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин.

Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Падение действительно есть, причина достаточно простая — в общей своей массе наш народ не богатеет в последние годы. Программы поддержки действительно работают, это правда, что же касается, как поддержать — повышать людям зарплату на рабочих местах и причем призываю к этому не только чиновников и государственные структуры, но и коммерческие. Другое дело — где деньги, Зин? И плюс количество рабочих мест в стране, оно сейчас, к сожалению, не растет. Импортозамещение присутствует, но оно не в той массе, которая могла бы заменить в принципе тот обвал, который есть. Очень многие компании закрываются, очень много людей на рынке, из того же автомобильного бизнеса, многие дилеры разорились. И из строительных компаний маленьких и не очень и так далее, и так далее. Вот, где проблема. И ее вот так вот в одночасье, конечно, не порешать».

Долгосрочной угрозой автомобильному рынку — не только в России, но и по миру в целом, можно назвать расцвет каршеринга. Этот рынок демонстрирует экспоненциальный рост как по числу компаний, так и по территориям. Для иллюстрации, в 2014 году аналитики насчитали семь полномасштабных сервисов в двух столицах, к середине прошлого года — 24 сервиса в 14 городах, некоторые из которых даже не являются миллионниками. Продолжает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Исследование Google очень любопытное, по которому жители крупных городов (это исследование касалось Москвы, и не только Москвы) используют свои автомобили в лучшем случае на 4%, — показатель страшно низкий. Сейчас идет достаточно активно, уже заметили аналитики, не отказ от автомобиля, а отказ от второго автомобиля в семье в крупных городах. Но в то же время в России провинциальной есть дикая нужда в автомобиле, огромная. Потому что если в Москве сейчас развивается и общественный транспорт, и каршеринг, и появились новые транспортные средства, типа электросамоката, то ничего этого нет в провинции. Общественный транспорт работает во многих регионах плохо, и приходится людям покупать б/у машины за 100 тысяч рублей, которые, с моей точки зрения, машинами, по большому счету, не являются. Ну, так вот у нас теоретически прирост должен был быть за счет рынка регионов, а регионы сейчас наиболее незащищенные и небогатые».

С начала года по программам господдержки было продано почти 50 тысяч автомобилей — более трети от всех продаж — но выделенные средства уже закончились. Теперь, по данным «Ведомостей», в Минпромторге обсуждается выделение еще 10 миллиардов рублей, которые должны до конца года обеспечить продажу дополнительных 65 тысяч автомобилей. «ВТБ капитал» ранее прогнозировал рост российского рынка на 6-7% в этом году. Теперь в беседе с газетой банк называет такой сценарий маловероятным — но предлагает подождать решений по господдержке.

Источник: bfm.ru

Todoist