С помощью портала госуслуг отчет можно будет получить бесплатно дважды в год в разных формах. Зачем нужен рейтинг и чем он отличается от кредитной истории?
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
С 31 января россияне смогут узнать свой персональный кредитный рейтинг. Он будет учитывать наличие просроченных платежей, уровень долговой нагрузки и продолжительность («возраст») кредитной истории. Поправки в закон «О кредитных историях» вступили в силу. Кредитную историю сегодня активно используют банки и микрофинансовые организации при принятии решения о выдаче займа.
Ознакомиться со своим рейтингом можно будет через портал госуслуг: два бесплатных отчета в год в электронной и бумажной форме. Запросить его возможно также через личные кабинеты банков или с помощью Единой системы идентификации и аутентификации.
Нововведения прокомментировал генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин:
— Будет иметь значение еще и сумма кредита, срок, банк и так далее. По сути, это называется предоставлением информации из дела кредитных историй, которое было и раньше. Просто теперь это сделали в более удобной форме не только для банков, но и для самих людей.
— Если человек не брал кредиты, какой у него кредитный рейтинг?
— У него пока, исходя из основных данных, рейтинга не будет. Там учитываются доход и прочие условия.
— Зачем узнавать свой кредитный рейтинг, сколько он может действовать, как скоро обновляется?
— Во-первых, его необходимо смотреть для того, чтобы избежать редких, но встречающихся случаев, когда на человека берут кредиты без его на то разрешения. Думаю, раз в полгода рейтинг стоит проверять. Обновляется он с учетом современных средств достаточно быстро.
Сотрудник Business FM Сергей Бобрик заполнил заявку на предоставление кредитного рейтинга. Ответ, как заявлено на сайте госуслуг, должен прийти в течение часа.
«Я зашел на портал госуслуг, чтобы проверить новую функцию, узнать свой кредитный рейтинг. Оставил заявку. Прошло порядка двух часов, ничего особенного не произошло. Я заходил каждый час, проверял, что происходит с моей заявкой. В почте ничего нового нет, а на портале госуслуг до сих пор пишут, что оно в состоянии «отсылается».
Ситуация осложняется тем, что у каждого бюро кредитных историй свои методики оценки такого рейтинга, говорит обозреватель «Российской газеты» Юлия Кривошапко:
«Они учитывают различные параметры. В целом эти методики сходны у всех бюро кредитных историй, но в чем-то они отличаются. Кроме того, свои индивидуальные кредитные рейтинги по своим методикам рассчитывают и банки. У заемщика пока нет возможности получить универсальный кредитный балл, который будет релевантным ко всем банкам. Грубо говоря, какой-то балл, например в 300 условных единиц, может оказаться очень высоким в случае обращения клиента в один банк и низким в случае обращения в другой».
По мнению заместителя генерального директора Объединенного кредитного бюро Николая Мясникова, для заемщика важен не конкретный балл, а уровень риска, которому он соответствует.
«В каждой организации эти рейтинги формируются по-своему, но при этом кредитная история одна и та же. Единственное: у каждого бюро кредитных историй свои модели при построении скорингов. Данные, на которых строятся эти кредитные рейтинги, одинаковые. Как правило, если клиент плохо платит за кредит, эта информация появляется во всех бюро и банках».
Центробанк России уже два года говорит о том, что в стране должна появиться единая методика расчета кредитного рейтинга, которую будут использовать банки и граждане. Сейчас ЦБ обсуждает целесообразность разработки такой единой методики.
Источник: