«Реставрация спорная». Новый вид фонтана «Каменный цветок» понравился не всем

В соцсетях обсуждают отреставрированный фонтан «Каменный цветок». Он заработает на ВДНХ в майские праздники

Фонтан «Каменный цветок». Фото: АГН «Москва»

Обновлено 22 апреля в 8:40

Пользователи соцсетей дискутируют по поводу нового облика фонтана «Каменный цветок». «3D-принтер, и тот сделал бы лучше»: так в соцсетях отреагировали на отреставрированный на ВДНХ фонтан.

Реставраторы утверждают, что фонтан стал именно таким, каким его задумывал архитектор Константин Топуридзе в 1954 году. «Каменный цветок» не ремонтировали с момента открытия, поэтому с годами его цвета потускнели.

Первые фотографии отреставрированного фонтана создают впечатление, что из благородного памятника сдержанной цветовой гаммы сделали веселый яркий объект для детской площадки.

Закрадывается сомнение: не вмешался ли зловредный фотошоп, чтобы потроллить пользователей? Москвичка Екатерина Ткаченко лично видела «Каменный цветок» на ВДНХ, и у нее такие же впечатления.

«Очень неоднозначное решение реставраторов. Абсолютно кислотные цвета. Встает вопрос о том, как он вписывается в общий архитектурный фон ВДНХ. На мой взгляд, в таком виде он больше бы подходил для «Диснейленда» или какого-то луна-парка. Если мы посмотрим на фотографии 1954 года, может быть, качество снимков не передает, но мне кажется, что краски и цвета были более сдержанными, благородными. Хочется только надеяться, что собор Парижской Богоматери не отреставрирует та же самая команда».

Тендер на работу выиграла компания «Ренессанс-реставрация», начальная стоимость — более 1,2 млрд рублей. Подрядчик должен был поменять гранитную облицовку, отремонтировать чашу, восстановить чугунные композиции и воссоздать мозаику.

Реставраторы заявляют, что сохранили 30% исходной смальты, остальную изготовили по историческим чертежам в Москве и Санкт-Петербурге. Нынешние цвета совпадают с исходными 1954 года. Сейчас фонтан такой яркий из-за гидрофобного состава, которыми обработаны поверхности, и спустя какое-то время цвета станут спокойнее, уверяют специалисты. С этим полностью согласен блогер и урбанист Илья Варламов:

Илья Варламов блогер «Это выглядит не плохо, это выглядит непривычно, потому что десятилетиями фонтан был в довольно плохом состоянии, за ним не ухаживали. Когда пришли реставраторы и начали его восстанавливать, они попытались все это вернуть таким, каким это было. Для этого были собраны изначальные материалы, образцы смальты, которой был отделан фонтан, они были очищены, им вернули первоначальный цвет, а потом реставраторы точно такой же цвет подбирали, чтобы вернуть фонтан к первозданному виду. Конечно, когда это появилось, никто не ожидал это увидеть, потому что никто не помнит, каким он был. Если помните, когда МИД отчистили от копоти, сталинские высотки стали практически белоснежными, они были коричневые, благородные, потемневшие от копоти, а тут вдруг — бац! — стали такие белоснежные, и все удивились: что это такое? Я думаю, во-первых, все быстро привыкнут, а во-вторых, через пару лет яркие краски потускнеют, потому что вода, природа возьмут свое и фонтан будет дальше нас всех радовать. Здесь, главное, понимать, что работой занимались действительно профессионалы, я их знаю, и обидно было читать, когда комментаторы немножко враждебно относятся к работе людей, кто действительно хотел сделать все правильно и вернуть историческую справедливость».

Решение реставраторов спорное, москвичи явно оказались не готовы к такой метаморфозе «Каменного цветка», считает историк архитектуры Михаил Коробко.

— 1954-й год, «Каменный цветок» — это не какая-то фантастическая древность. Наверно, должно быть как-то показано, чтобы не было таких случаев, надо все-таки о реставрации рассказывать людям, что их ожидает, что будет. «Цветок» стал слишком кислотным, слишком резким, и нам рассказывают, что вроде бы он со временем изменится, но вроде бы это смальта, смальта же не должна меняться от воды. В общем, как-то все немножко странно и загадочно, и, наверно, реставраторы должны были открыто объяснить свою мотивацию, и делать это до получения конечного результата.

— А вы сами как оцениваете конечный результат?

— Я сказал бы, что реставрация спорная. Безусловно, надо поднять архивы и старые фотографии, понять, что было сделано, если что-то не так, поскольку новый фонтан начинает раздражать людей, которые его помнили, все-таки еще, слава богу, живы очевидцы.

Глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон провел параллели с реставрацией Сикстинской капеллы 30 лет назад. Когда отмытые тусклые фрески брызнули на посетителей яркими красками и приобрели современный вид, реставраторов не ругал только ленивый.

Виктор Майклсон глава группы «Коммуникатор» «Мы привыкли к тому, что произведение искусства должно быть темным, мрачным, грязноватым. Когда его делают блестящим, ярким, нам кажется, что это фейк. Я абсолютно уверен, что реставрация проводилась в соответствии с фотографиями. Фотографии середины 50-х и современные несколько различаются. Мы столкнулись с этим, когда у нас появилась пленка Kodak. Я был там вчера, видел этот фонтан, подумал: надо же, как его ярко отреставрировали, наверное, он таким и был, когда его открыли».

Реставраторы сообщили, что новый фонтан станет не только ярче, но и вдвое мощнее. В мае на церемонии запуска, как и 65 лет назад на открытии, будет звучать «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича.

Источник: bfm.ru

Todoist