Производитель пока не смог решить проблему с неисправными двигателями самолета, пишут «Ведомости». Для авиакомпаний закупают пул подменных двигателей, но их не хватает
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Почему Sukhoi Superjet-100 мало летают, а в основном стоят? У первого гражданского самолета российской разработки постоянные проблемы с двигателями, созданными в сотрудничестве с французской компанией Safran. Для сравнения, средний налет Airbus 320 и Boeing 737 — примерно десять часов в сутки. У SS-100 показатель едва превышает три часа в сутки.
Проблемы в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. В итоге, хотя двигатель должен отработать восемь тысяч часов до капремонта, на деле уже после двух тысяч появляются трещины. Пассажиров это пугать не должно, считает экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич бывший конструктор ОКБ «Сухой» «Это проблема авиакомпаний, но не наша с вами. Почему? Потому что двигатели периодически проверяются. Если какие-то проблемы, самолет просто не летит. После двух тысяч часов наблюдается растрескивание наиболее теплонапряженных деталей, это, очевидно, турбина. Камера сгорания, может быть, подшипники и так далее. Получается, это растрескивание, грубо говоря, должно быть на восемь тысяч часов, а он на две тысячи. Все равно это мониторится: если начинается растрескивание, самолет не летит. Эти двигатели меньше служат, чаще требуют замену. Но это сказывается не на безопасности полета, а на оперативности использования самолета. Потому что если у тебя нет двигателей, самолет стоит. Получается, двигателей нужно по факту в четыре раза больше».
Каждый ремонт длится два месяца и бесплатен. Работает правило: пока самолет в воздухе, он приносит прибыль, а пока на земле — убытки. Сейчас у региональных авиакомпаний из-за поломок двигателей стоит каждый четвертый SSJ-100, для них закупают подменный пул двигателей, на который потратят почти 9 млрд рублей.
Закупленного, как пишут «Ведомости», пока не хватает. Из 17 двигателей четыре оказались неисправны. Только крупнейший эксплуатант «Аэрофлот» уже создал собственный пул. Пилот Валерий Горянов, летающий на Superjet, с поломками двигателя не сталкивался, а вот другие сбои случаются.
— Наше дело: обошел вокруг, посмотрел — все на месте, колеса на месте, значит, все в порядке. Выявятся какие-то отказы и неисправности, мы можем определить их только по показаниям приборов.
— То есть, непосредственно уже в полете?
— Ну, после запуска, да. После того, как мотор начинает работать.
— Насколько часто двигатель становится главной проблемой?
— В моей практике, честно скажу, случаев проблем с двигателями не было. Больше всего, более 90%, скажем так, случаев отказных, это сбои в работе компьютеров. Концентраторы данных, куда сводятся сигналы с разных датчиков.
Поставщики для Superjet — обычно монополисты, выполняющие гособоронзаказ, запчастей приходится ждать месяцами, пишут «Ведомости». Ранее СМИ отмечали, что для исправления проблем двигателя лайнера нужны серьезные инвестиции, но французский поставщик Safran не хочет этого делать. Компании это уже коммерчески невыгодно.
Источник: