Праздник с намеком на большую политику. Комментарий Георгия Бовта

Встречи Путина с Трампом, даже короткой, не получилось. Макрон сделал несколько заявлений, которые многие восприняли как выпад лично против Трампа. Почему, отмечая событие вековой давности, мировые лидеры не смогли абстрагироваться от современности?

Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Главы более 60 стран приняли участие в торжествах в Париже, посвященных 100-летию окончания Первой мировой войны. А в общей сложности — 130 мировых лидеров. В их числе президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп. Отдельной встречи между ними, даже короткой, не получилось.

Президенты успели только поприветствовать друг друга во время приема. Сам Путин, отвечая на вопрос журналиста, сказал, что ему все же удалось провести небольшую беседу с Трампом, которая прошла «хорошо». На какие нюансы этих торжеств стоит обратить внимание? Комментирует Георгий Бовт:

Французский президент Эммануэль Макрон постарался сделать все, чтобы превратить эти торжества в свой бенефис. Похоже, он действительно просил других лидеров не проводить двусторонних встреч между собой, чтобы не отвлекаться от главного. Именно этим израильский премьер Нетаньяху объяснил отсутствие встречи между ним и Путиным, хотя им все равно удалось переговорить в кулуарах Елисейского дворца.

Также удалось поговорить между собой накоротке лидерам США и Турции Трампу и Эрдогану. Нюансы церемоний в Париже показывают, что, отмечая событие вековой давности, мировые лидеры не смогли полностью абстрагироваться от современности.
Например, тот же Макрон, видимо, уже видя себя наследником Де Голля и одновременно преемником Ангелы Меркель в роли главного европейского лидера, сделал несколько заявлений, которые многие восприняли как выпад лично против Трампа.

Именно в его адрес были направлены слова Макрона в торжественной речи на Елисейских Полях, где он предупредил об опасности нарастания политики агрессивного национализма. «Старые демоны», приведшие к Первой мировой войне и миллионам, снова становятся сильнее. Патриотизм — есть прямая противоположность национализму. Национализм — это предательство патриотизма», — провозгласил Макрон, словно оценивая недавнее высказывание Трампа о себе как о «националисте».

Несколько дней назад Макрон снова вернулся к идее создания единой европейской армии. Чтобы противостоять, прежде всего, России и Китаю, но также, возможно, и США. Эта идея высказывается разными европейскими политиками не первый год и даже не первое десятилетие. Она актуализируется всякий раз, когда осложняются отношения между Европой и США.

Не так давно за создание собственной армии ЕС высказался глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Эту идею теперь поддерживает и Германия. Нынешняя актуализация происходит на фоне выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности 1987 года. Видеть американские ракеты на своем континенте, как в 80-х, европейцы не хотят.

Пока что существует лишь созданный в 1992 году «Европейский корпус» с участием 10 стран ЕС, а единственной развернутой частью является франко-немецкая бригада численностью пять тысяч. В 2007 году было объявлено о развертывании 18 батальонных боевых групп ЕС численностью по 1,5 тысячи человек каждая. В 2017 году было объявлено о создании Европейского оборонного фонда для финансирования исследовательских проектов и приобретения вооружений.

Трамп еще до приезда в Париж ответил Макрону, заметив, что европейским союзникам по НАТО лучше бы выполнять свои обязательства по поддержанию бюджета альянса. Франция — одна из тех стран, кто не финансирует этот бюджет на договоренном союзниками уровне в 2% от ВВП. Любопытно, что Путин впервые косвенно поддержал на сей раз идею Макрона.
Мол, это «вполне естественно», что Европа хочет быть независимой, самодостаточной, суверенной в сфере обороны и безопасности.

Он отметил, что считает этот процесс положительным «с точки зрения укрепления многополярности мира». Эти слова также нельзя вырывать из контекста изменения ситуации с ракетами средней и меньшей дальности. Российский президент в Париже выразил надежду на восстановление переговоров по соответствующему договору. Ранее предполагалось, что этот вопрос может быть затронут в ходе хотя бы короткой встречи российского президента с американским. Однако ее не получилось.

Говоря в Париже о возможной будущей встрече с Трампом, Путин сказал, что такая встреча, возможно, состоится на полях «большой двадцатки», которая начнется в Буэнос-Айресе 30 ноября. Добавив при этом — «либо позднее». Это уже новый поворот. Нельзя исключать, что в зависимости от того, какие новые санкции введут США против России, а это с высокой вероятностью произойдет именно в ноябре, что полноценной российско-американской встречи на полях «двадцатки» может вообще не быть.

Источник: bfm.ru

Todoist