Менее чем через неделю, 26 октября, исполнится ровно 60 лет с того момента, как между двумя берегами реки Воронеж в Липецке началось постоянное транспортное сообщение. В городе построили мост.
Идея его возведения родилась в середине 30-х годов прошлого века с появлением на левом берегу Новолипецкого металлургического завода. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и планы пришлось «законсервировать».
Между берегами действовала паромная переправа. Но существовали и пешеходные деревянные мостки. Они были переброшены через речные протоки между несколькими островками от нынешнего центрального городского пляжа до района бывшего спиртзавода на левом берегу.
Вновь вспомнили о необходимости строительства моста только в середине 50-х годов, когда город обрёл статус столицы Липецкой области. Строили мост два года – с 1956-го по 26 октября 1958-го.
По нему проложили трамвайные пути и пустили автомобильный транспорт. Длина моста, возведённого на 10 железобетонных опорах, составила 485 метров, а вместе с дамбой — около двух километров.
Мост долгие годы был безымянным. В 1971 году в районе Липецкого тракторного завода построили ещё один мост. И он тоже не имел имени. Первый называли мостовым переходом № 1, второй – мостовым переходом № 2. Но в народе их именовали "старым" и "новым" мостами.
В ноябре 1987-го в честь 70-летия Октябрьской революции «новый» мост нарекли Октябрьским. А «старому» 31 декабря того же года присвоили имя Петровского — в честь основателя Липецка, первого российского императора Петра I. Это было время горбачёвской гласности и имена царей в названиях объектов перстали быть под запретом.
Однако мост могли назвать не Петровским, а Грязинским. Дело в том, что в середине 70-х годов разработали проект мостового перехода № 3. Он должен был пересечь реку не перпендикулярно берегам, а под углом. От района нынешнего Петровского рынка — к кольцевой развязке на улице Лесной на Новолипецке.
Третий мост хотели назвать Новолипецким, нынешний Октябрьский — Тракторозаводским, а безымянный тогда Петровский – Грязинским, имея в виду выезд с него на Грязинсое шоссе. Но третий мост так и не начали строить.
В 1985 году всего в нескольких метрах от Петровского моста ниже по течению реки началась постройка параллельной переправы. Первоначальная задумка была в том, чтобы проложить по ней теплотрассу и прочие инженерные сети. Но уже тогда было ясно, что Петровский мост с его трамвайными рельсами очень узок для движения транспорта. Поэтому параллельную ветку начали строить с расчётом, что в перспективе она станет полноценным автомобильным мостом над трубопроводами.
В отличие от первого Петровского у нового каждая опора представляет собой три связанных ригелем железобетонные стойки. Эта переправа в полтора раза у́же первой. Из-за недостатка финансирования ввод в строй второй очереди состоялся лишь 29 декабря 2003 года. Тогда же убрали трамвайное движение со старого моста, но закатанные в асфальт рельсы оставили для сохранения жёсткости конструкции. Было понятно, что мост обветшал, начинает разрушаться и требует не просто срочного ремонта, а серьёзнейшей реконструкции.
Деньги на капремонт из федерального бюджета начали выделять несколькими траншами только в прошлом году. С марта началась круглосуточная работа. На реконструкцию затратят почти 500 млн рублей из госказны, более 80 млн из регионального бюджета и около 50 млн из муниципального.
Участки моста над каждым пролётом пришлось поднимать сверхмощными домкратами, чтобы заменить сотни тонн отслуживших опорных частей на новые. Сверху заканчивается устройство монолитной железобетонной плиты.
Основные работы уже завершены. Началась укладка нескольких слоёв асфальтового покрытия общей толщиной 11 сантиметров. Всего на Петровском укатают порядка двух тысяч тонн асфальта.
Перед руководством генподрядчика — "Уваровской передвижной механизированной колонны № 22" из Подмосковья — поставлена задача сдать Петровский мост в эксплуатацию и открыть по нему движение транспорта к 25 декабря.
Максим Боев, Виктор Камский
Источник: