«Пестициды в нашем организме могут копиться годами». Ученый-агроном о земледелии и сити-фермерстве 

Не вредно ли выращивание растений в городе самим растениям и городу? Традиционное сельское хозяйство, фермерство, сити-фермерство — что безопаснее для экологии и человека? На эти вопросы отвечает Илья Иванов, агроном, директор компании «ГринКонсалт». 

Основная проблема — мифы. Попробуем разобраться.

Отношение людей к чему-то «природному» — заведомо позитивное. Основной миф современного растениеводства — тот, что фермерские томаты и огурцы полезнее и безопаснее тепличных. Но реальность может быть другой. Например, фермер, выращивая овощи на грунте в теплицах, вынужден обрабатывать растения пестицидами. В грунте накапливаются болезни и вредители. И, наоборот, сити-фермер, тепличные комбинаты, которые выращивают овощи и зелень на гидропонике, могут этого избежать.

Что лучше: почва или гидропоника? Почву заменить нельзя, это сложный организм. Точнее, это сообщество, или почвенная биота, многочисленных видов растений и животных. Исключительно разнообразный и уязвимый мир. Это сообщество одноклеточных водорослей, бактерий, грибов, микроорганизмов, тихоходок, ногохвосток, клещей, круглых и плоских червей и нематод. По Вернадскому, почва — это «живое вещество».

Часть почвенной биоты разлагает органику, обеспечивая растения минералами. Корни растения не могут впитать ни навоз, ни птичий помет, ни гумус, ни опилки. Растения всасывают воду и вместе с ней минералы в виде ионов. Растениям нужно запустить фотосинтез, взять минералы из почвы и углерод из воздуха. Это называется «минеральное питание», которое изучают в курсе биологии в шестом классе. Технологии современной агрономии позволяют управлять ростом культурных растений и готовить сбалансированное питание из макро- и микроэлементов.

Тридцать лет назад средний урожай томатов составлял 15 тонн с гектара, сейчас — 100-180. Почва не может производить столько, сколько ее заставляют. Есть такой термин, «вынос с урожаем» — что и сколько сельскохозяйственная культура забирает из почвы. Нужно обязательно возвращать земле то, что мы взяли из нее. Ресурсов почвы не хватает на то, чтобы обеспечить сверхвысокие урожаи современного земледелия. Потребности человечества в пище выросли многократно. А пашни не прибавилось. Поэтому в теплицах, где урожаи достигают 50-100 кг с квадратного метра, проще самим приготовить сбалансированное питание растений.

Что касается земледелия в открытом грунте, ответственность хозяина, фермера, агронома — это сохранение плодородия. Например, страшно смотреть на ситуацию в некоторых регионах России, где на протяжении последних двадцати лет убивают чернозем, выращивая кукурузу без севооборота. Драгоценные почвы России уничтожаются в угоду коммерческим интересам.

В сити-фермерстве растения поливают такой же минерализованной водой, как в природе, но более сбалансированно. Вместо удобрений сити-фермеры готовят для полива минерализованную воду. Концентрация каждого минерала рассчитывается до миллимолей. Для большинства растений разработаны рецепты питания. Например, у клубники — четыре рецепта полива, в зависимости от стадии роста.

Органическое земледелие — это, по сути, возвращение в XIX век, это экстенсивный путь через увеличение площади посадок, потому что урожай слишком мал. Болезни и вредителей возможно сдерживать только севооборотом. И это не гарантия — в условиях монокультуры распространение вредителей происходит очень быстро. Урожайность без удобрений снижается многократно. Качество продукции, выращенной на голодном пайке, ниже. Органическое земледелие не накормит мегаполисы.

Я считаю, что в любом случае «ответственность» означает использование научного подхода к питанию и защите растений. Когда методы выращивания научно обоснованны и точны. Тотальный контроль использования ядохимикатов и доз удобрений. Самая серьезная проблема и реальная опасность — это пестициды, сложные органические соединения, которые делятся на инсектициды (убивают насекомых), акарициды (убивают клещей), фунгициды (убивают грибки) и гербициды (убивают растения). Самые опасные для человека — инсектициды и акарициды. Эти яды одинаково действуют на насекомых и человека. Насекомых и клещей яды парализуют или убивают наповал. Мы же регулярно получаем с продуктами малые дозы тех же ядохимикатов. Их остаточные количества содержатся в пище. Пестициды мы употребляем в микродозах каждый день со всеми видами овощей, фруктов, зелени, ягод. В нашем организме пестициды могут накапливаться годами, и человек этого не чувствует. Медленно накапливаются функциональные патологии внутренних органов и нервной системы. Потом все это превращается в диагноз. Это называется кумулятивным эффектом. Суть — в регламентах применения ядохимикатов, учете и контроле их использования.

Чтобы уйти от использования пестицидов, в современных теплицах применяют биологический метод защиты растений, «биометод». Это — «эксплуатация» полезных насекомых и паразитов, которые поедают хищников. Однако сдержать нашествие некоторых вредителей удается не всегда. Иногда приходится в ущерб полезным насекомым проводить опрыскивания. Сочетание биометода с ограниченным использованием пестицидов на Западе называется IPM — Integrated Pest Management, а в России — «интегрированный метод защиты растений». Почти все современные тепличные комбинаты России, а их примерно 200, с успехом применяют биологические методы защиты растений. В садоводстве и виноградарстве также возможно использование полезных насекомых. На сегодня в России насчитывается не менее 10 фирм и лабораторий, поставляющих полезных энтомофагов для теплиц. В сити-фермах пестициды вообще не нужны благодаря изолированным условиям.

А что же воздух? Воздух в городе в самом деле хуже загородного. Наибольший урон здоровью людей наносят частицы мельче 25 микрон: они не фильтруются легкими, а напрямую попадают в кровь. Нас убивает городская среда. Сити-фермы работают в закрытом цикле использования фильтрованного воздуха, внутри сити-фермы воздух отличается от внешнего.

Пока у сити-ферм в России незначительные площади. Для сравнения: площадь профессиональных теплиц в России — 2500 гектаров. Производство тепличных овощей достигает 1 млн тонн в год. У сити-ферм площади скромнее: в общей сложности около 100 тыс. кв. м.

Сама идея сити-фермеров не зависеть от погоды очень интересная. По сути, сити-фермеры глобально ушли от солнечного света. Вертикальные фермы заменяют солнце искусственным электродосвечиванием. Это компромисс: сити-фермер не зависит больше от погоды, но вынужден «купить» свет, то есть то, что природа дает всем нам бесплатно. Громадный плюс: продукт выращивают в городе рядом с потребителем. Животноводством не будешь в городе заниматься, а растениями — пожалуйста. Есть крыши, есть подвалы, городские территории, оказавшиеся не у дел в нынешней урбанистской модели. Сити-фермеры вернули их к жизни. По-моему, это здорово.

Источник: news.ykt.ru

Todoist