Перестанут ли сажать за репосты? Госдума начинает рассмотрение смягчающих поправок

Инициаторы декриминализации 282-й «экстремистской» статьи Уголовного кодекса празднуют победу, но признают, что сделано еще не все

Фото: depositphotos.com

Мемы с шутками на религиозную тематику, фото Парада Победы из учебников истории с поверженными штандартами фашистской Германии, видео с поющим «Мурку» священником — все это и многое другое становилось основанием для возбуждения уголовных дел по 282-й статье. На абсурдность этого обратил внимание депутат Сергей Шаргунов в ходе «Прямой линии» с президентом. Владимир Путин пообещал разобраться в ситуации и позднее предложил ряд мер, смягчающих ответственность за репосты.

Согласно президентским поправкам, если материалы, которые правоохранители сочли экстремистскими, пользователь разместил в сети впервые, за это он понесет административную ответственность. Возбудить уголовное дело можно будет только в случае рецидива, если он будет зафиксирован в течение года после первого суда. Сроки в этом случае остаются прежними — от двух до пяти лет. Декриминализация частичная, но это большой шаг вперед, говорит Сергей Шаргунов:

Сергей Шаргунов писатель, депутат Госдумы «Конечно, я сторонник того, чтобы 282-ю в принципе декриминализировали, но то, что на фоне многих драконовских законов удалось продвинуть тот закон, который смягчает положение дел, на мой взгляд, это важнейший и широкий шаг в сторону здравого смысла. Будут поправки и предложения, но сам факт того, что президент прислушался к моему обращению на «Прямой линии» и предложил все-таки смягчать, это уже хорошо».

На заседании Думы Шаргунов будет требовать амнистии для всех осужденных за репосты. Сами поправки в случае принятия хоть и имеют обратную силу, то есть касаются людей, осужденных до изменения закона, но наказание для них не будет смягчаться автоматически, уточняет эксперт правозащитного центра «Сова», руководитель отдела «Неправомерный экстремизм» Мария Кравченко:

Мария Кравченко эксперт правозащитного центра «Сова», руководитель отдела «Неправомерный экстремизм» «Такие люди должны будут обращаться в конституционную инстанцию, в суд с жалобами, и их дела тогда будут пересматриваться, и суд будет принимать то или иное решение. Дело в том, что это не значит, что дела всех, кто осужден по 282-й статье, автоматически будут рассматриваться как административные, потому что 282-я статья остается».

Кого это касается? Как писало РБК, по статистике Верховного суда России, всего с 2012-го по 2017 год в России по части 1 статьи 282 осудили более полутора тысяч человек, почти треть из них — в прошлом году. При этом 90% всех дел касаются преступлений, совершенных в интернете.

Правозащитники также предлагали убрать из 282-й статьи слова об унижении достоинства какой-либо социальной группы, потому как эта трактовка используется силовиками слишком широко. Но безуспешно. В силе остается и закон о защите чувств верующих, за нарушение которого также возбуждено немало абсурдных уголовных дел. Первый зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов не видит смысла в смягчении этой статьи:

Михаил Емельянов первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству «Оскорбление чувств верующих — это особая тема, и ей надо заниматься специально. Если хотите мое мнение, все-таки мы переоцениваем роль законодателя в этих вопросах и недооцениваем роль правоприменителя. Я считаю, что в вопросах оскорбления чувств верующих свое слово должен сказать Верховный суд. Просто необходимо обобщить дела по этой теме и выдать необходимые рекомендации судам, обобщить судебную практику и на ее основе сформировать рекомендации. Тогда судебных ошибок будет меньше, и глупости, несуразности тоже будет меньше. Не надо трогать закон, если можно решить вопрос на уровне правоприменителя».

С другой стороны, к правоприменителю не возникало бы вопросов в этой части, не будь такого закона.

Источник: bfm.ru

Todoist