Печальные уроки магнитогорской трагедии

Власти города заявили, что газ в дом, где произошло ЧП, больше подавать не будут. В Думе выступили с предложением отказаться от газификации жилого фонда. Возможно ли это?

Фото: ZumaTASS

После произошедшего в Магнитогорске в Госдуме предложили в принципе отказаться от газификации жилого фонда, потому что газ уступает электричеству и по безопасности, и в экономическом плане.

Первый замглавы комитета по госстроительству и законодательству, справедливорос Михаил Емельянов заявил, что уже газифицированные дома надо переводить на электричество. И такая инициатива звучит далеко не впервые. Реально ли осуществить наконец такой переход за счет средств на капремонт и перейдут ли на этот раз от слов к делу?

Массовая газификация в Советском Союзе началась в 50-е. Спустя 20 лет в крупных городах стали строить многоэтажки. Тогда заработал запрет на газификацию домов выше 10 этажей.

По словам экспертов, в 90-е приняли нормативные документы, которые практически разрушили систему контроля за внутридомовым газовым оборудованием. Оно перешло с баланса газораспределительных организаций в муниципальную собственность. Ревизии стали проводиться реже, некоторые проверяющие отличаются халатностью, невнимательность жильцов. Итог — трагические цифры.

2000 год. Хабаровск. Пятиэтажка. Взрыв газа. Сильный пожар. Погибли 13 человек.

2002 год. Москва. Пятиэтажка на улице Академика Королева. Мощный взрыв. Восемь жильцов погибли, семь госпитализированы. Обрушилась часть подъезда.

2004 год. Архангельск. Бывший слесарь газовой службы в отместку за увольнение вскрыл систему газоснабжения. 16 человек погибли, 58 получили ранения.

2012 год. Астрахань. Девятиэтажка. Один из подъездов полностью разрушен. Погибли 10 человек, пострадали 15.

Ярославль, Рязань, Иваново, Волгоград, Ижевск — там произошли крупные аварии за последние шесть лет. За 2018 год — около 30 серьезных ЧП по всей стране. Жертв либо нет, либо гораздо меньше, чем в Магнитогорске. Причины одни и те же: нарушения в эксплуатации, износ оборудования, человеческий фактор. Да и память о бытовых катастрофах быстро уходит…

Однако сейчас в проблеме перехода старых домов с газовых плит на электрические вроде бы появилось главное — деньги на ее решение. Средства на капремонт, которые можно было бы тратить не на дорогостоящие и ненужные по сути работы, а именно на электрификацию.

Председатель правления ТСЖ «Век 02» Сергей Дегтярев считает, что можно было бы поменять в старых домах щитки, организовать более серьезную защиту на общедомовых сетях, установить электрические плиты плюс демонтировать старое оборудование. Такая программа реализуема за счет средств на капремонт, говорит Сергей Дегтярев.

Сергей Дегтярев председатель правления ТСЖ «Век 02» «Коли в доме есть уже проводка под свет, под розетки, параллельно пустить один хороший кабель для плиты. Я думаю, что управляющая компания за счет средств капитального ремонта выделит деньги, чтобы подвести кабель для монтажа электрической плиты, и все. В старом жилом фонде все равно ежегодно тысячи домов проходят капитальный ремонт. Закладывать в смету подводку электрическую, усиливать, и многие дома могут очень безболезненно перейти на электрические плиты. Сейчас дело не в деньгах, дело в безопасности. Деньги и так куда-то надо тратить, не на одно, так на другое».

С Сергеем Дегтяревым не согласен президент группы компаний «Городской центр Экспертиз» Александр Москаленко. По его словам, средств на капремонт не хватает даже на то, на что эти средства закладывают изначально. В Питере текут крыши, осыпается штукатурка, трескаются дома. Расписан график ремонтов, но не все здания в него включены. На переход с газа на электричество никаких средств не хватит, убежден Александр Москаленко.

Александр Москаленко президент ГК «Городской центр Экспертиз» «Газифицированы сотни тысяч домов, нам нужно изменить систему электроснабжения — раз, убрать систему газоснабжения — то есть не просто трубу оставить, потому что она станет уже в будущем угрозой. А что мы будем делать с ремонтом — вот с этими текущими крышами? Мы собрали деньги с населения, обещая им ремонт, а теперь им скажем: «Простите, ремонта не будет. Мы будем менять газовую систему на электричество»? Электричество более безопасно, чем газ, но что мы будем делать, когда мы заговорим, что людей массово бьют током неисправные плиты? Я бы предложил, как это сделано, в частности, в Москве или в Питере, не газифицировать вновь строящиеся дома, в первую очередь многоэтажные. Я бы вкладывал средства, и вот здесь можно подумать о средствах, которые направляют на ремонт, в приборы контроля, которые автоматически в случае утечки газа перекрывают хотя бы основные магистрали».

Два года назад в Минстрое, Минэнерго и Минэкономразвития посчитали, что оснащение домов датчиками загазованности, которые могли бы предотвращать взрывы, обошлось бы в 230 миллиардов рублей. От идеи отказались.

В случае перехода с газа на электричество плата за ЖКУ возрастет — даже при наличии определенных льгот для электрических плит. Но пока точно посчитать, в какую сумму может вылиться такая замена, сложно, говорит председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин.

Константин Крохин председатель Союза жилищных организаций Москвы «Протяженность и оснащенность газовыми сетями различна в разных населенных пунктах. Однозначно можно сказать: это должно происходить за счет поставщиков. У нас сегодня что газовые службы, что поставщики электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения — монополии, контролируемые публичной властью. Соответственно, владельцами сетей являются эти организации. Скорее всего это будет потом переложено в тариф на тех или иных условиях, то есть в итоге заплатит потребитель. Но вот на замену экстренную, которую нужно сделать с точки зрения безопасности, оплата пойдет скорее всего за счет средств владельца сетей».

Сейчас в России газифицировано две трети жилого фонда.

Источник: bfm.ru

Todoist