Отдать концы: почему российские бизнесмены продают свои яхты?

В частности, судна продали Александр Мамут и Василий Анисимов. Согласно одной из главных версий, в нынешние времена бизнесменам не стоит владеть роскошными лодками. Так ли это?

Яхта Kibo, принадлежавшая бизнесмену Александру Мамуту. Фото: PA Images/ТАСС

Российские бизнесмены продают свои яхты. Об этом на днях сообщили несколько российских изданий.

Больше всего впечатляет яхта Александра Мамута. Точнее, если верить отраслевым изданиям, его бывшая яхта. Стеклянный лифт через всю лодку, окно в ванной с обзором в 180 градусов и самая эффектная деталь — столик, покрытый кожей ядовитой рыбы фугу. Бизнесмен мог продать яхту за 129 млн долларов.

Лодка Василия Анисимова могла уйти примерно в три раза дешевле. Такого столика, как у Мамута, там нет, зато есть обсерватория и домашний кинотеатр. Были в этом году и другие случаи. Например, свою яхту летом продал Владимир Потанин и еще две выставил на торги.

Почему богатейшие люди страны избавляются от главных атрибутов роскоши? Есть версия, что быть яхтовладельцами теперь не модно. А модно быть патриотами, которые вкладывают деньги в родную страну и больше не хотят поддерживать европейское судостроение. Времена китча прошли, замечает ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:

Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Нормальный человек, если это не голливудская звезда, от которой требуется такого рода соответствие имиджу, а какой-нибудь скромный, нормальный бизнесмен, понятное дело, не должен себе покупать яхту, как некоторые наши товарищи, за сто с лишним миллионов долларов, просто потому что это слишком дорого».

Другая версия — возможные санкции против российских бизнесменов, которые могут затронуть их личное имущество. Хотя до сих пор подобных случаев не было. Тем более яхты обычно регистрируются в офшорах и живут по законам этих государств, арестовать и забрать их сложно.

Возможно, верна версия о том, что проданные яхты строились до 2014 года, в гораздо более простые времена для крупного российского бизнеса. К тому же речь идет о десятках, а то и сотнях миллионов долларов — это крупный кэш даже для участников списка Forbes.

К тому же обслуживание яхт стоит дорого. Например, парусник Андрея Мельниченко, оцененный в 400 млн долларов, требует экипаж в 54 человека. Но вполне возможно, что предприниматели продают лодки, чтобы сменить их на другие. Мнение эксперта по аренде и продаже яхт компании AquaMarine Ирины Ильиной:

Ирина Ильина эксперт по аренде и продаже яхт компании AquaMarine «Я считаю, что последние продажи лодок господина Мамута и Потанина могут быть связаны с их личными предпочтениями. Может быть, дальнейшее строительство более крупных лодок, либо просто сменить ориентацию в своем хобби. Я не наблюдаю понижение спроса на покупку лодок. На крупнейших верфях Голландии и Германии строительство лодок расписано на ближайшие 10-12 лет, из них очень много корпусов заказано россиянами».

Год назад СМИ сообщали, что свою яхту в 67 метров продает Дмитрий Рыболовлев. Но вряд ли он покинет клуб российских яхтовладельцев: очень быстро выяснилось, что бизнесмен строит себе на голландской верфи новое судно. Когда его построят, Рыболовлев войдет в другое сообщество — клуб российских владельцев яхт более 100 метров. Туда уже входят Роман Абрамович, Алишер Усманов и другие крупные бизнесмены. Поэтому о тренде правильнее говорить так: российские предприниматели продают свои яхты — и покупают новые.

Источник: bfm.ru

Todoist