Среди новых членов, в частности, Екатерина Винокурова, Ева Меркачева, Генри Резник и Александр Сокуров. По словам члена СПЧ Игоря Юргенса, не попали в обновленный состав совета «критичные» люди, которые абсолютно не устраивали власть
Фото: Михаил Климентьев/ТАСС
Владимир Путин утвердил новый состав СПЧ. Список Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека насчитывает 51 человека плюс председатель совета Михаил Федотов. Соответствующий указ главы государства опубликован в понедельник, 3 декабря, на сайте СПЧ.
Среди новых членов СПЧ, в частности, журналистки Екатерина Винокурова и Ева Меркачева, политолог Екатерина Шульман, адвокат Генри Резник, кинорежиссер Александр Сокуров, координатор «Архнадзора» Константин Михайлов, директор Государственного музея истории ГУЛАГа Роман Романов.
При этом в совете остался председатель Комитета против пыток, ведущий активную правозащитную работу на Кавказе, Игорь Каляпин. Он конфликтовал с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. СМИ писали, что это помешает ему продолжить свою деятельность в СПЧ.
Перестали быть членами СПЧ, в частности, журналисты Станислав Кучер, Елена Масюк, Леонид Парфенов и Максим Шевченко, а также политик и публицист Ирина Хакамада, исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова. Business FM опросила тех, кто имеет отношение к СПЧ, что они думают о новом составе.
Игорь Каляпин член СПЧ, председатель межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» «У меня были большие сомнения по поводу того, что я там останусь. Точнее всего так будет сформулировать. Я бы не сказал, что прямо представители либералов туда пришли. На мой взгляд, действительно люди, которые понимают, что такое права человека, и, в общем, со сложившейся и известной гражданской позицией. Это, наверное, неплохо, но просто надо же еще понимать, что Совет при президенте — это не кабинет министров. Совет не определяет политику в стране, поэтому просчитывать расклады, сколько там либералов, сколько там нелибералов, наверное, нет смысла. Гораздо важнее, чтобы в совете были люди, которые представляют весь спектр проблем, которые волнуют общество, потому что это все-таки консультативный орган. Я, например, очень переживаю за состав комиссии, которая у нас занимается пенитенциарными проблемами. Меркачева пополнит эту нашу комиссию по пенитенциарной реформе и содействует деятельности ОНК. Это здорово. Я вот вижу, безусловно, приобретение для совета в этом. В частности, для проблемы, которой я занимаюсь».
Новый член СПЧ Ева Меркачева надеется, что таким составом будет легче воздействовать на правоохранителей, которые рьяно «закручивают гайки»:
Ева Меркачева зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Состав такой достаточно выверенный. Особенно радует то, что в нем очень много людей творческой профессии, которые остро чувствуют всю несправедливость, которая может происходить. Я думаю, что они будут реагировать неравнодушно и плюс доносить до людей, и до президента в первую очередь, те факты нарушения прав человека, которые они будут выявлять, потому что нет ничего хуже, когда кто-то утопает в потоке жалоб и больше никакие струны его души не задевают те ужасы, которые могут происходить. Я также обратила внимание на то, что известные члены адвокатского сообщества присоединились, потому что тот же Генри Резник очень часто выступал не просто как адвокат, но именно как правозащитник. И я даже знаю случаи, когда после его спичей следствие менее рьяно, скажем так, начинало сажать за решетку людей, более выверенно относилось к тому, чтобы собирать доказательства. Наша главная задача, как мне кажется, вот эту жесткость и стремление все время закручивать эти бесконечные гайки, пока не лопнет, у правоохранителей как-то нивелировать. И мне кажется, вот таким составом мы сможем это сделать».
Член СПЧ Игорь Юргенс отметил, что из состава СПЧ убрали людей, абсолютно не устраивающих власти.
Игорь Юргенс президент Института современного развития, президент Всероссийского союза страховщиков, председатель временной рабочей группы по защите прав автомобилистов и других участников дорожного движения, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей«Пара человек, которые абсолютно не устраивали власти, не буду я фамилии сейчас называть, безусловно, выбыли из этого состава, потому что они были чрезмерно с точки зрения властей критичны по ряду направлений. Как они говорили, агрессивно критичны. Среди настоящих правозащитников, которые не имплантированы туда, которые борются реально, у них всегда был такой комплекс, который еще Владимир Ильич Ленин называл борьбой между легальными марксистами и отзовистами. Если вы помните, легальные марксисты говорили, что любой буржуазный орган надо использовать для пропаганды своих идей, отзовисты говорили, что находиться в таком органе — это предавать наше дело. Поэтому вот этот баланс между тем и другим сохранен. И я очень рассчитываю, что в наши трудные времена эта роль канала, связи и обратной связи между реальными нуждами правозащитников и людей в целом и властью сохранится».
Журналист Станислав Кучер рассказал, что он ожидаемо не вошел в новый состав СПЧ.
Станислав Кучер журналист «То, что я не вошел в состав СПЧ, было абсолютно обоюдным желанием — моим и руководства совета. Я был точно не самым активным членом совета и в последнее время практически не участвовал в его работе. Тем более что, напомню, я так же, как и не вошедшие в новый состав совета Леонид Парфенов и Лена Масюк, входил в комитет по средствам массовой информации. И вот по этой линии мы уже точно ничем быть полезными не могли. Все те рекомендации, которые мы могли дать президенту и власти, средствам массовой информации, мы давным-давно дали. Ни одно из них услышано и принято во внимание не было, поэтому здесь мы помочь уже точно ничем не могли. Прежний состав совета, с точки зрения людей, которые в него входили, был совершенно прекрасный. Нынешний состав, на самом деле, тоже вполне себе симпатичен».
Серьезных решений СПЧ не принимает, поэтому его состав по большей части не важен, считает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «СПЧ по большому счету, за исключением работы с заключенными и инспектированием СИЗО, представляет собой достаточно декоративную структуру. Какой-то серьезной роли и возможности для реализации прав человека у СПЧ нет. Состав может быть либеральным, нелиберальным — от этого ничего не меняется. Наверное, для некой имиджевой истории важно включение определенных так называемых либеральных фигур. Я бы предложил вам сравнить список ста интеллектуалов, который недавно вышел, и список членов СПЧ. Очень забавное будет совпадение. Понятные, лояльные, адекватные либеральные фигуры. Ни от одного из них ждать каких-то внесистемных шагов не приходится».
В совете также остались, в частности, журналист Николай Сванидзе, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, руководитель центра «Сова» Александр Верховский, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев.
Источник: