Алексей Хотин отправлен под домашний арест с запретом покидать квартиру в Москве лишь в ночное время. Это исключительный случай
Избрание в Басманном суде меры пресечения в отношении мажоритарного акционера банка «Югра» Алексея Хотина, подозреваемого в растрате. Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»
Басманный суд Москвы 19 апреля заключил под домашний арест основного владельца банка «Югра» 44-летнего Алексея Хотина, подозреваемого в причастности к хищению у кредитной организации 7,5 млрд рублей.
Условия домашнего ареста оказались столь невиданно мягкими, что напомнили новую меру пресечения — запрет определенных действий. Фигуранту запрещено выходить из своей квартиры только в ночное время, днем же он сможет покидать жилье.
На рассмотрение хода следствия Алексея Хотина доставили около шести часов вечера в сопровождении оперативников ФСБ. Само слушание прошло стремительно и уложилось в полчаса. Когда устанавливали личность, экс-банкир сообщил, что в настоящее время не работает, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей и проживает в Москве на улице Малая Полянка вместе с женой и дочерью.
Семеро подозреваемых
Представитель Следственного комитета России рассказал, что уголовное дело было возбуждено 18 апреля 2019 года по части 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере) в отношении Алексея Хотина, экс-президента банка «Югра» Алексея Нефедова, бывшего зампреда, а потом и председателя правления данной кредитной организации Дмитрия Шиляева, а также граждан Суменкова, Ермакова, Лебедева, Дорохина и неустановленных лиц.
Следствие заподозрило их в причастности к хищению 7,5 млрд рублей кредитной организации. Однако официального обвинения Хотину пока не предъявили, он был допрошен в качестве подозреваемого. Представитель СК заявил, что причастность Хотина к инкриминируемому деянию «подтверждается материалами дела, материалами Банка России, а также показаниями потерпевшего (им признано Агентство по страхованию вкладов) и иными материалами следствия».
Он попросил отправить задержанного под домашний арест до 18 июня с учетом того, что расследование еще находится в «начальной стадии». Его ходатайство поддержал прокурор, заявивший, что в противном случае Хотин может скрыться или помешать расследованию.
Все эти доводы поспешил опровергнуть защитник фигуранта Игорь Мардиросов, сказав, что домашний арест — «крайняя мера». Он уточнил, что в обоснование своей просьбы следствие приложило оперативные материалы, в которых говорилось, что Хотин выезжает за границу и в этой связи может сбежать. «Но он не уезжал с тех пор, как у банка «Югра» была отозвана лицензия», — возразил адвокат.
Также Мардиросов назвал надуманным аргумент о том, что его клиент общается с сотрудниками правоохранительных органов, а потому может повлиять на следствие. В завершение он заметил, что «дело было возбуждено с нарушением Уголовно-процессуального кодекса», а ранее в этом было неоднократно отказано.
Действительно, на протяжении 2017-2018 годов Центробанк, который отозвал у «Югры» лицензию еще в июле 2017 года, не раз обращался в МВД. Регулятор требовал возбудить дело в связи с выводом активов руководством организации. Однако шесть раз (Например, 11 декабря 2017 года, 13 марта, 17 апреля и 10 мая 2018 года) он получал отказы. В последний раз ЦБ подал заявление о совершении преступлений в «Югре» в феврале этого года. И только после того, как его передали в центральный аппарат СКР, расследованию дали ход.
Курьез в зале суда
Заседание в Басманном суде не обошлось без курьеза. Защитник Алексея Хотина просил суд ходатайство следствия отклонить, но если суд все же его удовлетворит, то разрешить его клиенту ежедневные прогулки.
«А вы вообще ходатайство следователя читали?» — спросила защитника судья Евгения Николаева. Тот признался, что не успел и лишь сфотографировал документ. «Вот то-то и видно. Потому что следователь просит запретить Хотину покидать пределы жилого помещения с десяти вечера до шести утра», — сказала судья.
Сам Хотин отверг доводы следствия о том, что может скрыться за рубежом. «Я осознанно вел всю работу, всю свою жизнедеятельность в РФ, никуда не собирался уезжать и не собираюсь. Все ответы на запросы правоохранительных органов мы давали. Я не понимаю, для чего необходима такая мера. Но раз так…» — развел он руками, дав понять, что согласен на домашний арест.
В итоге судья Евгения Николаева удовлетворила просьбу следствия. При этом она согласилась с предложенными ограничениями. По решению суда Хотину запрещено покидать свою квартиру с 22 часов до шести утра, за исключением случаев, если ему потребуется посетить учреждения здравоохранения «при наличии для этого показаний».
Он не сможет общаться с другими подозреваемыми, их защитниками и родными, пользоваться средствами связи — телефоном, телеграфом и интернетом. Ему позволено контактировать лишь с близкими родственниками и адвокатами.
Редкий случай
Стоит отметить, что добиться домашнего ареста фигурантам многих уголовных дел бывает непросто. Порой даже тем, кому избрали такую меру пресечения (например, режиссер Кирилл Серебренников более полутора лет провел под домашним арестом), приходится убеждать суд разрешить им прогулки, а также позволить ходить на работу. В последней просьбе в 100% случаев отказывают.
В этой связи остается только гадать, почему следствие и суд проявили такой гуманизм к Алексею Хотину. Возможно, это как-то может быть связано с состоянием здоровья фигуранта. Впрочем, никак данных о наличии у него серьезных заболеваний в суде не звучало. Возможно, это заслуга тайных покровителей, о которых Business FM ранее говорили эксперты.
Условия его домашнего ареста напомнили условия появившейся в прошлом году новой меры пресечения — запрета определенных действий, которая и вовсе не предусматривает ношения электронного браслета. Защитник подследственного покинул суд, не дав комментариев.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов предположил, что мягкие условия домашнего ареста могли быть продиктованы сомнением следствия в виновности Хотина.
Федор Трусов адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Может быть, у следствия до конца нет внутренней убежденности в виновности данного гражданина, у него есть колебания и сомнения в его виновности. То, что дело два года не могли возбудить и, наконец, возбудили — это показательный момент. Это означает по большому счету, что дело очень вымучено, если не сказать более грубо, и следствие само не верит в его перспективы».
Ожидается, что течение десяти дней бывшему основному владельцу банка «Югра» предъявят обвинение, в противном случае его должны освободить.
В сентябре 2018 года Арбитражный суд Москвы признал «Югру» банкротом и открыл конкурсное производство сроком на один год. Клиентам банка было выплачено 173 млрд рублей страхового возмещения. На момент краха «Югры» Хотину принадлежало 52,5% акций банка, который занимал 29-е место в рейтинге российских банков по объемам активов.
Три года назад Алексей Хотин занял 95-е место в рейтинге 100 богатейших людей России по версии Forbes. В 2019 году компания «Комплексные инвестиции», принадлежащая семье Хотиных, заняла девятую позицию в рейтинге Forbes «Короли российской недвижимости», заработав на сдаче в аренду торговых и офисных площадей почти 300 млн долларов.
Хотин владеет 30 торговыми и офисными центрами в Москве, в том числе гостиницей «Москва» на Манежной площади и торговым центром «Филион» у «Багратионовской».
Источник: