Невероятная история Ивана Голунова. Комментарий Георгия Бовта

Из-за обширнейшей огласки с делом журналиста власти разобрались в рекордно короткие сроки. Считать ли вопрос исчерпанным?

Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Прежде всего благодаря огромной огласке в деле журналиста, арестованного по тяжкой 228 статье, разобрались всего за шесть дней. Голунова 11 июня отпустили на свободу, а действия полицейских пообещали строго проверить. Можно ли считать вопрос исчерпанным?

Власти приняли единственно верное в сложившейся ситуации решение. Дело Голунова разваливалось стремительно, буквально в режиме онлайн, на фоне возмущения общественности тем, как топорно оно было сфабриковано.

В принципе, был другой дедлайн для его прекращения — 20 июня, когда состоится «Прямая линия с Владимиром Путиным», на которой неприятные вопросы о грязной фабрикации дела журналиста-расследователя были бы неизбежны. Но теперь президенту останется лишь констатировать, что справедливость восстановлена, виновные уже наказаны, а «перегибы на местах» устранены.

Ускорило события то, что на 12 июня в соцсетях была заявлена массовая акция протеста, которую мэрия Москвы не согласовала, обратившись в прокуратуру, поскольку организаторы демонстративно отказались идти на диалог.

И вот теперь, после перехвата инициативы, после исчезновения главного повода для протеста, после согласования на ближайшее воскресенье другой массовой акции на ту же тему и в традиционном для таких случаев месте произойдет как минимум раскол протестантов и спад протестного запала.

Решение, объявленное Колокольцевым, было встречено в соцсетях с нескрываемым ликованием. Теперь тех, кто упрямо все равно выйдет на протест 12 июня, можно будет заклеймить как «деструктивные элементы», а в случае чего и разогнать силой. Чтоб неповадно было «раскачивать лодку». В этом случае силовики получат шанс на моральный реванш, чтобы всякие там либералы не зазнавались насчет того, кто тут власть.

С точки зрения политического менеджмента в сложившейся ситуации, если уж она так далеко зашла, в том числе по части вседозволенности полицейских, все было сделано оперативно и грамотно. Но что дальше?

Можно легко представить, что те полицейские чины, об отставке которых уже объявлено, и будут теми крайними — их принесут в жертву на алтарь восстановленной справедливости и законности. Более высоких заказчиков фабрикации этого дела, скорее всего, искать не станут. Лучше пойти на частичные уступки, нежели перетряхивать всю систему.

Увольнения, а вполне возможно, и привлечение к ответственности московских полицейских будет подано как «очищение рядов». Как подают некоторые таким же очищением рядов недавний приговор полковнику-миллиардеру Захарченко, по поводу происхождения у которого 9 млрд рублей решили, кстати, «не докапываться».

Или другой свежий пример — арест генерал-лейтенанта Михаила Музраева, бывшего начальника управления Следственного комитета Волгоградской области, а затем советника Александра Бастрыкина. Музраев арестован по делу о покушении на губернатора области Андрея Бочарова.

Другими примерами «очищения рядов» являются периодические посадки губернаторов. Только что осудили бывшего главу Коми Вячеслава Гайзера. Однако это ведь не подразумевает кардинальной перестройки всей системы назначения или избрания губернаторов, как не подразумевается сейчас кардинальной перестройки разросшейся системы силовых структур.

Возможно, будут предприняты корректировки 228-й «наркотической» статьи, которая в нынешнем виде дает силовикам много полномочий и возможностей по фабрикации уголовных дел. Однако и тут слишком далеко не пойдут. Достаточно вспомнить опыт декриминализации наказаний за репосты в соцсетях по статье «экстремизм». Произошло лишь частичное смягчение, наказания остались серьезными.

Перехват инициативы и повестки не означает готовности к кардинальным реформам. Речь идет о сохранении политического контроля за ситуацией. Пока это можно сделать малыми силами и путем частичных уступок, будут идти по этому пути.

Хотя некоторые полагают, что при этом есть опасность как раз утраты контроля, угрозы спохватиться, когда уже будет поздно. Однако что такое поздно и что такое рано применительно к такой огромной стране, как Россия, с ее инерцией, долготерпением, стране с распавшейся на мозаику повесткой дня и атомизированным обществом, не привыкшим к горизонтальной солидарности во имя борьбы за свои права, никто толком не знает.

Как никто не знает точного ответа на вопрос, надо ли вообще будить великий народ, по какому поводу и когда именно. Так что пока с праздником всех! С Днем России!

Источник: bfm.ru

Todoist