Наследство Нечаевых

В числе достопримечательностей Липецкого края особое место занимает село Полибино Данковского района. Здесь на самой границе с Тульской областью находится уникальный усадебный комплекс Нечаевых-Мальцовых. В живописнейших местах верховья Дона в конце 18 века было построено центральное здание усадьбы – дворец в стиле русского классицизма. В книге нашего земляка, выдающегося ученого-географа Петра Семенова-Тян-Шанского «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» он описан как «старый каменный дом растреллевской архитектуры, в котором в эпоху освобождения крестьян на столах и стенах обширной залы находилось значительное собрание предметов, найденных крестьянами при раскопках Куликова поля». Оно, кстати, расположено в 18-ти километрах от усадьбы. Близость в святому месту, а главное, удивительные владельцы усадьбы, о которых рассказ пойдет ниже, позволили Полибино стать настоящей Меккой для писателей и художников.

Парадная анфилада комнат дворца  повторяла планировкой анфиладу Зимнего дворца. Не уступал петербургскому и наборный паркет залов. Вместо стекол в окна был вставлен хрусталь, а стены комнат, обширнейшей библиотеки, музея Куликовской битвы и картинной галереи украшали полотна великих мастеров.

Еще одной достопримечательностью усадьбы является 40-метровая водонапорная башня – творение известного инженера Шухова. На промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году она стала ее символом. Таким же, как башня Эйфеля на выставке в Париже.

Один из владельцев полибинской усадьбы, Степан Дмитриевич Нечаев, был выдающимся человеком своего времени. Представитель древнего рода окончил Московский университет, в котором учился вместе с Александром Грибоедовым. После учебы был принят в ведомство Государственной коллегии иностранных дел. С 1 апреля 1811 года служил в канцелярии Рижского генерал-губернатора князя Лобанова-Ростовского. С началом Отечественной войны 1812 года занимался формированием военных ополчений во Владимире и Арзамасе. В 1820 году Нечаев принят в члены университетского общества любителей российской словесности, а через три года стал действительным членом Общества истории и древностей российских при Московском университете. Стихи Степана Дмитриевича публикуются в самых известных литературных журналах, наряду с Пушкиным, Хомяковым, Баратынским и Вяземским. В дальнейшем занимал высокие государственные посты, дослужившись до звания обер-прокурора Синода и сенатора.

Известен Степан Нечаев и как первый исследователь Куликова поля. Полибинская усадьба находится в нескольких километрах от места легендарного сражения. В усадебном дворце был создан первый музей битвы. Экспонатами музея стали находки – оружие и снаряжение русских воинов, сделанные на и в окрестностях поля брани. Зачастую коллекцию пополняли сами полибинские крестьяне. Один из найденных русских мечей стал подарком ко дню рождения сына великого князя Александра Александровича – будущего императора.

Степан Дмитриевич прославился и как инициатор создания мемориала на Куликовом поле. Еще в 1820 году его отец, Дмитрий Степанович, участник войны 1812 года, обратился в письме к тульскому губернатору Васильеву с предложением безвозмездно передать государству часть своих земель для установки на них памятника Дмитрию Донскому. В письме он писал: «Счастливейшим случаем в жизни моей почту я, ежели драгоценный для каждого русского памятник сооружен будет в дачах поместья моего…»

Сын продолжил дело отца и выделил необходимые средства на создание памятника, который был сделан по проекту архитектора Александра Брюллова, брата известного художника. Величественная колонна была открыта в день битвы, 8 сентября 1850 года. Вынашивал Степан Дмитриевич и планы возведения на Куликовом поле храма Сергия Радонежского, но осуществить их было суждено уже его сыну. Через десять лет после открытия памятника Степан Дмитриевич умер в своей усадьбе и был похоронен в Москве.

В прошлом году 105-летие со дня открытия в Москве музея изящных искусств имени Александра Третьего, позднее переименованного в музей изобразительных искусств имени Пушкина, отмечали все ценители прекрасного. Широко известно имя его первого директора профессора Ивана Цветаева — отца поэтессы Марины Цветаевой. Но мало кто знает, что столь грандиозный проект был бы невозможен без участия еще одного из владельцев усадьбы в Полибино — Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Будучи одним из самых богатых людей своего времени, унаследовавшим от дяди крупное состояние, насчитывающее 70 различных предприятий – паровозных, вагонных, рельсовых и мукомольных заводов, стекольных заводов в Гусь-Хрустальном, Юрий Степанович не без основания слыл щедрым меценатом и благотворителем.

За первыми экспонатами нового российского музея он ездил сам, побывал во многих странах мира, где тщательно отбирал и приобретал бесценные шедевры. Так, в Египте он купил обширную коллекцию древностей, в которую вошли статуи, барельефы, папирусы, портреты первых веков христианства, ставшие основой так называемого Египетского зала музея. Кроме того, музей обязан ему своей монументальной мраморной облицовкой. Приступая к строительству, Московский университет не мог и мечтать о возможности покрыть камнем хотя бы главный его фасад. Лишь с вступлением Нечаева-Мальцова в специально учрежденный комитет музея вопрос об облицовке всего здания был решен, так как он взял все расходы на себя. Какими они были, можно судить по тому, что для стен  и колонн здания потребовалось около 400 000 пудов белого мрамора, не считая гранита для цокольного этажа. Всего же за четырнадцать лет строительства Юрий Степанович вложил в музей около трех миллионов (!) рублей золотом – сумма по тем временам просто фантастическая. Позднее Мария Цветаева в очерке “Рождения музея” напишет: «Музей Александра Третьего есть 14-летний бессеребряный труд моего отца и три мальцовских, таких же бессеребряных миллиона».

Источник: lipetskmedia.ru

Todoist