В новогодние праздники на них выйдут сотни тысяч москвичей и гостей города. По предварительным прогнозам, в этом зимнем сезоне число катающихся превысит два миллиона. Баснословны не только доходы от этого вида развлечения и ожидаемое число гостей, но и вложения в ледовые площадки
Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Большинство катков расположены в парках, принадлежащих городу. Расходы на обслуживание лежат на самих парках. Зато и доходы идут им же. В среднем цена проката коньков стоит, как год назад, 200-300 рублей, 300-400 рублей — за вход.
Меньше чем за месяц два огромных катка на ВДНХ посетили более 100 тысяч человек. Если предположить, что прокатом пользуется только половина, но все платят за вход, получается сумма в 50 млн рублей — правда, без учета цен для льготников, доходов от рекламных площадей, платы от арендаторов — кафе у бортиков. Кстати, многие парки разворачивают около льда свои общепиты и получают дополнительные деньги.
Казалось бы, каток — золотое дно. Однако большинство экспертов, опрошенных Business FM, настроены скептически и оценивают эту зимнюю забаву, скорее, как социальный проект и подарок города жителям.
Это сезонная история: доходы привязаны к погоде, а вот расходы постоянны. Причем заработок катков с искусственным льдом, которые работают даже при плюсе, уходит на коммуналку, подготовку площадки, оборудование и летнее хранение инвентаря. О технологии создания искусственного катка рассказывает пресс-секретарь парка Сокольники Екатерина Самарина:
«Есть специальная бетонная подушка, в которую при строительстве катка закладываются специальные трубы с хладагентом, они отвечают за то, чтобы поверхность всегда находилась в устойчивом минусе. За счет этого наращивается необходимый для корректной работы катка водный слой, который, в свою очередь, замерзает. И это позволяет открыть каток в тестовом режиме для начала, чтобы в случае каких-то неисправностей или еще каких-то недочетов можно было их оперативно устранить, а потом уже примерно месяц спустя каток начинает свою работу официально».
О других затратах на искусственный лед говорит гендиректор АНО Центр фигурного катания «ЛЕДО» Леонид Ледвич:
Леонид Ледвич гендиректор АНО Центр фигурного катания «ЛЕДО» «Холодильная машина в зависимости от размера площадки стоит порядка 160-180 тысяч евро. Сам радиатор, который охлаждает поле, — порядка 50-60 евро за квадратный метр, это только сама трубная система. А если брать аналогичные импортные, то уже зашкаливает за 120-150 евро за квадратный метр, не считая строительных работ и какой-то сложной подложки. Еще электроэнергия очень дорогая, вода, налоги — и все. То есть каток на Красной площади никогда себя не окупит, даже работая не один год. Мы построили каток в Кусковском парке, мы работаем здесь уже 13 лет, и свои инвестиции мы вернули только через шесть лет».
По словам эксперта, даже стационарные катки в торговых центрах не имеют отношения к самоокупаемости: это маркетинговый ход магазинов для привлечения покупателей.
Если искусственных катков в столице только 22 штуки, то естественных — больше тысячи. Они работают в среднем 3-3,5 месяца в году. Для заливки натурального льда тоже требуется идеально выровнять площадку, утрамбовать толстую снеговую подушку или постелить резину, иначе при плюсе вода уйдет в землю.
Ледовое покрытие наращивают, когда пять дней держится минус 10 градусов. При снегопаде работы сворачивают, так как он портит качество льда. Одна ледозаливочная машина, которая для хорошего катка обязательна, неважно, натурального или нет, стоит 150-180 тысяч евро.
Гендиректор семейного парка «Сказка» Александр Копанев считает, что при небольших размерах натуральный каток может окупиться за сезон. Стартовые затраты на площадку размером 20 на 40 метров — 4-4,5 млн рублей. Это выравнивание, ледозаливочный комбайн, прокат, хорошая иллюминация и борты. Успешная бизнес-модель по версии от Александра Копанева:
Александр Копанев гендиректор семейного парка «Сказка» «Если трафик парка достаточный, то можно рассчитывать на выручку в районе 3 млн в месяц, при этом маржинальность будет примерно 50-60%. Однозначно нужно делать инфраструктуру для сопутствующих продаж: точки питания вокруг, какие-то сувениры, прокат коньков, обязательно нахождение какого-то титульного спонсора, которому сразу продается реклама на бортах, реклама ледового покрытия. Продается это рекламодателям неплохо, потому что человек, получая положительные эмоции, наблюдает рекламодателя. Повышение маржинальности — это организация хоккейных школ, школ фигурного катания или индивидуальных занятий».
Помимо спорта катки зарабатывают на корпоративах. Стоимость аренды льда — дневные затраты на работу площадки плюс средняя дневная выручка. Выгодно или нет, но этой зимой в Москве появилось 300 новых катков, а всего их в городе почти полторы тысячи.
Источник: