Жительницы Якутска Евдокия Левина и Анастасия Мех подали в суд на местное отделение Фонда социального страхования РФ. В прошлом году фонд не предоставил им полагающиеся по закону талоны на авиабилеты в Москву и Санкт-Петербург, и женщинам пришлось самим оплатить проезд до места лечения. Якутянкам пока не удалось добиться выплаты компенсации через суд. И сейчас матери просят у властей решить возникающую время от времени проблему с нехваткой талонов.
Евдокия Левина: «Люди оказываются в ситуации, когда талонов нет, а их уже ждут в больнице в другом городе»
Дочке Евдокии Сандалине 11 лет. В раннем детстве ей поставили диагноз — сенсоневральная глухота. В московской больнице девочке сделали кохлеарную имплантацию.
Благодаря операции Сандалина слышит. Но ей нужно постоянно ездить в Москву, где специалисты настраивают ее речевой процессор или, если нужно, меняют его на новый.
В июне прошлого года Евдокии Левиной сказали, что ей и дочке нужно прилететь в августе в Москву — в Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования. Нужно было заменить устаревший речевой процессор.
Через месяц Евдокия получила направление на лечение в Минздраве республики. Там же ей дали так называемый талон №2. Он нужен для оформления именных направлений на бесплатный проезд. Когда Евдокия обратилась в фонд социального страхования, у нее забрали талон и сказали, что направлений на бесплатный проезд нет.
«Мне сказали, что финансирование на 2018 год закончилось, — говорит Евдокия Левина. — Я спросила, когда будут талоны, мне ответили, что они не знают. Что мне нужно было делать в такой ситуации? Я ведь не могу позвонить в московскую больницу и сказать, что в местном фонде соцстрахования нам с дочкой не дают талоны на билеты и мы не сможем прилететь. В этих медцентрах колоссальные очереди. И если ты не приедешь в указанные сроки, то все — твое место пропадает, и нужно ждать как минимум еще год».
Евдокия сама купила билеты и поехала с дочкой в Москву, где их уже ждали в центре слухопротезирования. На проезд туда и обратно ушло около 28 тысяч рублей. Вернувшись в Якутск, женщина попросила фонд соцстрахования выплатить компенсацию за проезд. Ей ответили, что «действующим законодательством не предусмотрена компенсация самостоятельно понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно».
Левина обратилась с жалобой в прокуратуру. Ей пришел ответ, что отказ фонда был правомерным. При этом сотрудники прокуратуры указали в письме, что региональное отделение фонда соцстрахования «обязано обеспечивать граждан направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно».
«Эта фраза вызвала у меня, мягко говоря, удивление, — объясняет Евдокия. — Да, фонд обязан давать талоны, но он не выполнил свои непосредственные обязательства. Мне и моему ребенку попросту отказали в помощи».
В ноябре Евдокия Левина подала в суд на фонд соцстрахования. Городской суд встал на сторону женщины. В свою очередь представители ФСС подали апелляцию в Верховный суд. В апелляции фонда, как и в ответе прокуратуры, есть фраза, что ФСС обязан обеспечивать льготников талонами на бесплатный проезд.
В итоге в начале этого года судебная коллегия по гражданским делам отменила решение Якутского городского суда, посчитав отказ фонда выплачивать компенсацию законным.
«Люди оказываются в такой ситуации, когда талонов нет, а их уже ждут в больнице в другом городе, — рассказывает News.Ykt.Ru мать Сандалины. — Что делать таким родителям? Что делать тем, у кого нет денег на проезд? Нам ведь и так оплачивают только проезд. Расходы на проживание и питание мы оплачиваем сами».
На суде представители фонда объяснили, что у них закончилось финансирование. Из документов следует, что с 5 февраля по 17 июля прошлого года региональное отделение ФСС заключило с авиакомпаниями три госконтракта и 14 договоров. Для льготников и их сопровождающих, которым нужно было вылететь в Москву и приехать обратно, выделили 392 билета на сумму 7 миллионов 832 тысячи рублей. К июлю билеты кончились.
«В течение 2018 года региональное отделение обращалось в Фонд социального страхования РФ за выделением дополнительных ассигнований для обеспечения граждан льготной категории, в том числе детей с инвалидностью», — говорится в отзыве местного фонда соцстрахования на исковое заявление Евдокии Левиной.
Дополнительное финансирование поступило в фонд социального страхования в конце сентября, а затем в ноябре. Всего в 2018 году, по данным ФСС, льготникам было выдано 554 направления на проезд из Якутска в Москву и обратно.
Анастасия Мех: «Сколько семей не ездят на лечение из-за того, что им не на что купить билеты?»
В такой же сложной ситуации оказались Анастасия Мех и ее сын. У Данила юношеский спондилоартрит — болезнь Бехтерева. Это хроническое заболевание суставов.
Мальчик заболел в 2011 году, когда ему было десять. Из-за сильных болей его госпитализировали в тяжелом состоянии в больницу.
«Лекарства не помогали, сын хромал и ходил с большим трудом, — вспоминает его мама Анастасия. — Тогда нас и направили для лечения в Научный медицинский исследовательский центр здоровья детей в Москву. В 12 лет Данил получил инвалидность. С тех пор он получает иммуноподавляющую терапию и каждый год ложится в больницу. Ему нужно постоянно проходить обследование и получать лечение в Москве».
Научный центр здоровья детей
В июле прошлого года Анастасия получила направление в Минздраве и обратилась в фонд соцстрахования. 15 августа она и ее сын должны были полететь в Москву. В ФСС ей сказали, что талонов нет, а позже направили официальный ответ с отказом: «Региональное отделение ФСС не имеет возможности предоставить вам бесплатный проезд по маршруту Якутск — Москва — Якутск к месту лечения и обратно в связи с отсутствием именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между фондом и авиакомпаниями-перевозчиками».
Анастасия сама купила билеты и съездила с сыном на лечение. В феврале этого года она написала в ФСС заявление с просьбой выплатить компенсацию расходов за проезд — 176 тысяч рублей. Ей, как и Евдокии Левиной, ответили, что по закону фонд не может компенсировать расходы льготников, поскольку направляет все средства напрямую перевозчикам.
В марте мать Данила подала иск в городской суд. «На фонд соцстрахования законом возложена обязанность обеспечивать детей-инвалидов бесплатным проездом, — говорит Анастасия. — Но вместо этого нам пришлось взять кредит и самим оплатить проезд. А сколько семей не ездят на лечение из-за того, что им не на что купить билеты?»
«Нам говорят, что в других регионах нет проблем с нехваткой талонов»
В суд собирается также подать жительница Якутска Юлия Устинова, которой дали талон на проезд только в одну сторону. У ее четырехлетнего сына Ромы инвалидность из-за врожденной глухоты. Когда мальчику был год и 10 месяцев, ему сделали кохлеарную имплантацию в Санкт-Петербурге. Для настройки речевого процессора Роме и его маме нужно постоянно ездить в Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла и носа.
«Чтобы ребенок понимал речь и смог пойти в обычную общеобразовательную школу, нужно постоянно ездить на настройку речевого процессора, — объясняет мама Ромы Юлия. — Слуховой аппарат можно настроить и в Якутске, а речевой процессор — только за пределами республики. Поэтому мы вынуждены ездить в Санкт-Петербург. Если не настраивать процессор, ребенок не будет нормально слышать, не заговорит и не сможет учиться вместе со здоровыми сверстниками».
До прошлого года Юлия и ее сын Рома ездили за счет Минздрава. «В 2018 году нам сказали, что мы не входим в категорию малоимущих и нам, как федеральным льготникам, нужно обратиться в фонд социального страхования. А там талонов не было, поэтому в прошлом году мы не смогли съездить в Петербург на настройку процессора».
В 2019 году история повторилась. В петербургском институте их ждали 28 января. Но в январе в фонде соцстрахования снова не оказалось талонов. Несмотря на это, Юлия купила билеты и они с сыном поехали в Петербург.
«Когда мы уже были в Петербурге, нам сказали, что могут дать талон на перелет обратно в Якутск. Но кто вернет мне потраченные деньги на билеты из Якутска в Санкт-Петербург?» — задается вопросом мама Ромы.
На жалобу Юлии в ФСС ответили, что талонов не было из-за того, что авиакомпания «Якутия» не подписала вовремя договор. «23 января был подписан, зарегистрирован и направлен в авиакомпанию „Якутия“ договор. <…> Региональным отделением были приняты все меры по ускорению подписания договора об оказании услуг перевозки, однако он был фактически подписан авиакомпанией только 31 января», — говорится в ответе фонда на жалобу Юлии Устиновой.
«Я считаю, что фонд соцстрахования работает неэффективно, — говорит Юлия Устинова. — В Якутии около шести тысяч детей с инвалидностью. Это очень большая цифра. И всем этим детям нужно проходить реабилитацию и лечение, выезжать в другие города. Но как они будут это делать, если фонд не защищает права детей-инвалидов и не желает решать проблему?»
«Почему фонду соцстрахования не выделяют достаточного финансирования? — жалуются матери. — Авиабилеты дорогие, заканчиваются очень быстро. Мы ведь просим обеспечить нас хотя бы проездом. В других регионах таких проблем нет. Мамы из Тюмени, Владивостока, Салехарда удивляются, когда мы говорим, что нам не дали талон на проезд. Мы просим власти республики и страны как можно скорее решить эту проблему, чтобы у каждого ребенка с инвалидностью была возможность вовремя отправиться на обследование и лечение в другой город».
Редакция News.Ykt.Ru направила запрос в региональное отделение ФСС, но ответ еще не поступил.
Источник: