В Стамбуле 19 ноября пройдет церемония завершения строительства морской части газопровода. В ней по видеосвязи примут участие президенты России и Турции. Планируется, что газ по новой трубе пойдет уже в конце следующего года
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
У «Турецкого потока» будут две нитки общей мощностью 31,5 млрд кубометров газа в год. Половину этого объема заберет сама Турция, другую половину предполагается доставлять в Европу.
Что этот проект значит для Анкары, объясняет корреспондент турецкого информагентства «Мухабир Ажанс» Яшар Ниязбаев:
«Это будет важно для Турции в стратегическом плане, потому что это добавит сил Турции перед европейцами в случае, если будет построена вторая нитка и Европа будет потреблять газ именно по этой линии. С этой нитью у Турции получается уже больше шести разных трубопроводов, которые идут в Турцию, и, вообще, у нее есть глобальные планы по становлению неким энергетическим хабом, который будет, как они хотят, определять цену на газ».
Технических проблем с запуском «Турецкого потока», скорее всего, уже не будет. Другой вопрос, по какому маршруту российский газ пойдет из Турции в Европу. Варианты — до границы Турции либо с Грецией, либо с Болгарией.
Второй вариант считается наиболее вероятным, хотя именно из-за позиции официальной Софии «Газпрому» в свое время пришлось отказаться от «Южного потока». Сейчас обсуждается еще один маршрут, который лоббируют греки, говорит замгендиректора по инвестициям УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:
Дмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Есть еще третий вариант — возможное подсоединение к трубопроводу, который соединяет Израиль, Кипр, Грецию и Италию. Тут есть разные варианты продажи, маркетинга этого газа, потому что со стороны Еврокомиссии может быть очередная волна недовольств, и некоторые технические варианты позволяют, грубо говоря, смешать этот газ, то есть сделать невозможным конкретное распознание российского газа в системе. Это надо очень тщательно продумывать и проговаривать с теми странами, которые будут итоговыми покупателями. В принципе, такая возможность есть».
Часть инфраструктуры, построенной для «Южного потока», удалось задействовать в новом проекте. С учетом инвестиций в закрытый проект общие затраты на «Турецкий поток» могут превысить 10 млрд долларов. И эти деньги нужно отбить.
Логичнее всего было бы не продлевать контракт с Украиной: зачем платить за транзит, когда есть своя труба? Мощностей «Турецкого потока» и «Северного потока — 2», который тоже будет запущен в следующем году, как раз хватит, чтобы прокачать около 80 млрд кубометров газа. Примерно такой объем российского газа, по предварительным оценкам, транспортирует ГТС Украины в этом году.
Окончательного решения по украинскому транзиту пока не принято, но сейчас обсуждать этот вопрос нет смысла, комментирует заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам Алексей Гривач:
Алексей Гривач заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам «У них в марте выборы, и все прекрасно понимают, что предметный разговор об условиях транзита сейчас с украинской стороной невозможен. Глобально понимание такое, что по договоренности между Россией и европейскими партнерами украинский транзит может сохраниться, если условия по его функционированию будут конкурентоспособны и безопасны с точки зрения политических гарантий. Если в ходе переговоров эту конструкцию удастся выстроить, то транзит будет функционировать, и для этого есть и фундаментальные основания в виде растущего спроса на импортный газ в Европе».
Вашингтон, Брюссель и Киев настаивают на сохранении транзита газа через Украину, аргументируя это в том числе тем, что Европе нужно диверсифицировать источники поставок энергоносителей. Но, думается, европейцам должно быть все равно, какими маршрутами идет к ним российский газ, если его цена их устраивает. А солидарность Запада с Украиной уже выходит за рамки газовой тематики.
Газопровод «Турецкий поток» может быть проведен через территорию Болгарии, Сербии и Венгрии с выходом на газораспределительный центр в австрийском Баумгартене. Об этом в интервью сербской газете Telegraf рассказал глава российского МИД Сергей Лавров.
Источник: