К акции медийных персон присоединились обычные люди, которые проводили пикеты около администрации президента. В требованиях пикетчиков и участников сетевого флешмоба можно услышать призывы к пересмотру приговоров остальным фигурантам
Участница одиночного пикета в поддержку бывшего сотрудника Росгвардии Павла Устинова. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Обновлено 19 сентября в 10:40
Прокуратура Москвы по ходатайству адвоката Анатолия Кучерены направила в Мосгорсуд заявление об изменении меры пресечения в отношении осужденного актера Павла Устинова. Об этом «Интерфаксу» сообщил сам Кучерена. Он отметил, что заседание по этому заявлению назначено на пятницу, 20 сентября, в 12:00.
Накануне к сетевой акции актеров, музыкантов и журналистов присоединились обычные граждане, вышедшие к администрации президента с пикетами в защиту Павла Устинова.
Свою акцию организовали также российские учителя. Они написали открытое письмо, в котором потребовали пересмотра всех приговоров по «московскому делу». За сутки письмо подписали более тысячи человек. Вот фрагмент обращения:
«Невозможно одновременно разговаривать со школьниками честно о декабристах, о ГУЛАГе, о «Двенадцати» Блока, «Одном дне Ивана Денисовича», учить их рассуждать о свободе выбора и при этом делать вид, что ничего не происходит вне классной комнаты. Те из нас, кто преподает обществознание и право, учат детей, что они живут в правовом государстве. Но когда дети заканчивают школу, они обнаруживают, что за плакат, где процитирована статья из Конституции, могут задержать и судить и что российский флаг сотрудник правоохранительных органов может сломать и бросить в грязь, и это будет называться защитой конституционного строя».
Этот жест выглядит особенно смелым с учетом того, что школьные учителя зависят от руководства учебных учреждений и от властей в целом гораздо больше, чем те же артисты. Их могут заставить и работать на избирательных участках, и даже убирать снег в мешки. Среди первых подписантов учителя относительно более свободных престижных московских школ, но ими список не ограничивается. Это Business FM подтвердил сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Всеволод Луховицкий сопредседатель профсоюза «Учитель» «Я видел среди подписантов и не только москвичей, я знаю, что там есть люди из достаточно далеких регионов и из сельских школ, из самых обычных школ. Инициировали письмо, насколько я понимаю, три учителя трех приличных школ, это только их общественная позиция такая. Учителя как личности — независимые. Вообще-то, они на самом деле такие и есть, и бывают».
В требованиях пикетчиков и участников сетевого флешмоба все чаще можно услышать призывы к пересмотру приговоров остальным фигурантам. Однако пока эти мысли озвучивают либо оппозиционно настроенные граждане, либо россияне, не афиширующие своих политических настроений. Открыто лояльные власти медийные персоны ограничились лишь критикой приговора актеру. Что будет дальше?
Флешмоб, запущенный актером Александром Палем еще вечером 16 сентября, 18 сентября не сбавлял оборотов. Все новые и новые обращения записывали коллеги Устинова по цеху, и не только.
Иван Охлобыстин: «Ну о какой справедливости может идти речь? Даже самые лояльные к власти начали сомневаться. Я присоединяюсь к общему флешмобу. Свободу Павлу Устинову!»
Михаил Ефремов: «Ребята, правоохранители, силовики, меня не было в России неделю, вы опупели, что ли? Немедленно отпустите артиста!»
Александр Филиппенко: «Студенты времен перестройки у нас мудрые и мужественные дети. Свободу Павлу Устинову и узникам «московского дела»!»
Плюс сотни людей физически вышли на улицу, а конкретно к администрации президента и больше часа стояли в очереди, чтобы немножко подержать плакат со словами «Свободу Павлу Устинову!». С некоторыми из них поговорил корреспондент Business FM Дмитрий Гаврилов.
Актриса Театра наций и Театра Стаса Намина Юлия Пак: «Я пришла в поддержку Павла Устинова и вообще всех ребят, которых задержали, на мой взгляд, абсолютно незаконно».
Переводчик Наталья: «На месте Павла мог быть каждый из нас».
Художник-постановщик Дмитрий Зупник: «Хочется, чтобы абсолютно все дела были пересмотрены, в первую очередь со здравым смыслом. Не потому, что мы все оголтелые, отпустите и мы правы, а потому, что есть просто живая логика, по которой человека, который четыре раза выходит, выражает свое личное мнение, никого не бьет, ничего не нарушает, сажают на четыре года. Это не здравый смысл».
Речь в данном случае о Константине Котове, которого приговорили к реальному сроку за многократные нарушения на несанкционированных акциях. Это уже не Устинов. Котов был на акции не случайно, но на видеозаписи, которую в суде хотели показать его адвокаты, видно, что в данном конкретном случае Котов нарушений не совершал. Он просто вышел из метро без плакатов и лозунгов. И это видео суд, а конкретно судья Тверского суда Москвы Станислав Минин тоже не стал рассматривать.
Претензии к суду аналогичны, суровость наказания также многих удивляет, у правозащитников постоянно возникают вопросы к самой статье, по которой судили Котова. Но Котов, повторимся, все-таки не Устинов, не абсолютно случайный человек, которого избили и захотели при этом посадить в тюрьму.
Или другой фигурант, блогер Синица, получивший пять лет за твит. Твит даже многим либерально настроенным россиянам показался абсолютно аморальным, но это был твит. Или Кирилл Жуков, потрогавший забрало шлема росгвардейца, — три года колонии. Или Евгений Коваленко, бросивший урну в полицейского и получивший 3,5 года.
Строгость приговоров ранее эксперты объясняли тем, что власть дает понять обществу: полицейские и росгвардейцы неприкосновенны. В них нельзя кидаться ничем, нельзя угрожать их детям даже на словах. Однако после флешмоба в поддержку Устинова суд внезапно отпустил под подписку о невыезде еще одного фигуранта «московского дела» — Айдара Губайдулина. Он кинул в сторону силовиков пластиковую бутылку.
С точки зрения месседжа «полицейские неприкосновенны» бутылка, стаканчик или урна, дернуть за руку, потрогать шлем или случайно завалить росгвардейца — все равно, принципиальной разницы нет. Нельзя! Но теперь, получается, разница есть. По Устинову будет апелляция, а Айдар Губайдулин вообще уже на свободе и всех благодарит.
— Даже не знаю, слов нет. Спасибо всем за поддержку!
— С чем связываете решение о смягчении меры пресечения?
— Мне кажется, выборы прошли, страсти немного поулеглись, и где-то наверху было принято решение о том, что нужно немножко смягчить.
— Дело Устинова повлияло?
— Конечно, я думаю, все это повлияло, и сложно сказать, какой из факторов был ключевым. Думаю, влияла и поддержка, и резонанс, все вместе. Мне кажется, смягчение будет не только по моему делу, но и по остальным делам.
А что тогда делать с Подкопаевым, который использовал против силовиков газовый баллончик и признал вину? Или с Данилом Беглецом, который признал вину в том, что дернул полицейского за руку (привет его адвокатам), и получил за это два года? Что будет с ними? В целом перспектива смягчения есть, считает политолог Константин Симонов.
Константин Симонов политолог«Судя по такому серьезному резонансу по делу Устинова, мы можем допустить, что наверху уже приняты определенные решения. Просто ряд людей, которые вступились за него, вряд ли бы сделали это в рамках какой-то серьезной акции коллективного неповиновения. Скорее всего, они уже определенные сигналы получили, и у них было понимание, что по данному вопросу власть, как и в случае с известным журналистом, на компромиссы пойдет».
Однако такие люди, как, например, Маргарита Симоньян и Андрей Турчак, публично осудили несправедливость приговора только по делу Устинова. О других фигурантах они не говорили ничего. Тот же Турчак, назвав ситуацию с Устиновым «вопиющей несправедливостью», ни слова не сказал о действиях силовиков, избивших Устинова, который, как признает Турчак, «не нарушал общественный порядок».
Вот взгляд в будущее сценариста Михаила Идова, который пришел поддержать пикетчиков к зданию администрации президента и ответил на вопрос Business FM о прогнозах по «московскому делу».
Михаил Идов сценарист «Знаете, я в эту игру больше не играю, потому что я был слишком оптимистично настроен уже несколько раз. Я был уверен, что и Pussy Riot не дадут срок, просто говорил: «Да ладно, ребята!» И я точно так же ходил несколько лет спустя по поводу Кирилла Семеновича Серебренникова. Поэтому я сейчас просто молчу на эту тему и надеюсь».
Чуть яснее ситуация должна стать уже в понедельник, 23 сентября. На этот день намечена апелляция по делу Павла Устинова, которого ранее к 3,5 года колонии приговорил суд первой инстанции, а конкретно судья Тверского суда Москвы Алексей Криворучко.
Акция в поддержку Павла Устинова в галерее BFM.ru:
Источник: