Этого требует руководство госклиник, признались 25% опрошенных ОНФ медработников. В Лиге защиты пациентов уверены, что на самом деле врачей, от которых требуют оказывать платные медуслуги, больше
Фото: depositphotos.com
Четверть российских врачей-бюджетников заявили, что руководство их клиник неформально рекомендует навязывать пациентам платные услуги. Об этом свидетельствует опрос, который провели в ноябре Общероссийский народный фронт и фонд «Здоровье».
Опрос проводился в мобильном приложении «Справочник врача». Из 300 тысяч зарегистрированных медработников на вопросы ответили около четырех тысяч. 20% сообщили, что знают конкретные случаи навязывания в госучреждениях здравоохранения коммерческих услуг. А 25% — это около тысячи человек — заявили, что получают неформальные директивы от руководства почаще заставлять платить пациентов, пришедших по полисам ОМС.
Эдуард Гаврилов эксперт ОНФ, директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» «Да, они знают о том, что есть какие-то неформальные директивы руководства в медучреждениях. Это неформальные директивы: вас подталкивают, вынуждают, но это не приказ. Если человек принципиальный, то он может не идти на это. Будут к ним применяться какие-то санкции или нет, мы не можем про это говорить».
В ОНФ отмечают, что тех, кто заявляет о случаях навязывания коммерческих услуг, в этом году стало меньше. Хотя признают, что цифра все же высокая.
По конституции россияне имеют право на бесплатную медпомощь. Сегодня полисы ОМС покрывают максимальный перечень лечебных процедур, кроме, может быть, какой-нибудь экзотики. Многие пациенты об этом просто не знают, поэтому их заставляют оплачивать то, что им положено бесплатно, говорит директор ГБУ НИИ организации здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов:
Давид Мелик-Гусейнов директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента «Программа госгарантий настолько масштабна, настолько покрывает все виды медицинской помощи, технологии, специальности врачей, которые могут быть доступны пациенту, может быть, гирудотерапия или иглоукалывание не входят в программу госгарантий, а все остальное в полном объеме на сегодняшний день гарантируется государством бесплатно».
Подавать жалобу на вымогательство государственной клиники эксперт советует в региональный Минздрав, департамент здравоохранения либо в контролирующую инстанцию: Росздравнадзор есть в каждом регионе. Но беда в том, что пациент самостоятельно не может оценить, так ли необходима платная процедура. Он боится за свое здоровье и доверяет врачу, значит, заплатит и жаловаться никуда не пойдет. Кроме того, больному часто предлагают выбирать: заплатить и получить более качественную помощь или ждать своей очереди, чтобы получить менее эффективный результат, напоминает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский:
Александр Саверский президент Лиги защиты пациентов «Когда государство отчетливо не говорит, что конституция должна выполняться, более того, начинает спускать планы по платным услугам в государственный сектор, то врач уже не знает, то ли ему людей спасать, то ли деньги зарабатывать. Делается это так: хотите таблетку, которая лечит, а не которая непонятно как действует — платите. Хотите протез, который не ржавеет — платите. Хотите операцию или специалиста сегодня, а не через месяц — платите. То есть речь идет о таких полутонах, в которых тебе еще и выбор дают. Не хочешь — иди стой в очереди».
По мнению главы Лиги защиты пациентов, цифры 20% и 25% в опросе ОНФ еще не совсем отражают реальную ситуацию: в реальности случаев навязывания платных услуг больше. На вопрос Business FM, какие врачи и какие именно услуги чаще всего навязывают, эксперт ответил: «Каждый врач, от стоматолога до акушера, зарабатывает на том, на чем может».
Источник: