Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак в программе «Вести в субботу». Какие претензии есть к независимым АЗС и к чему может привести наведение порядка в этой отрасли?
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Независимые заправки, то есть те, которые не принадлежат нефтяным компаниям, занимают 62% рынка, заявил Дмитрий Козак. И на них, по словам вице-премьера, «много безобразий».
Недолив и некачественное топливо на независимых заправках АЗС — именно на это чаще всего жалуются автовладельцы. И уже не первый год. В чем причина этих проблем? Объясняет исполнительный директор Российского топливного союза, эксперт «Опоры России» Григорий Сергиенко:
Григорий Сергиенко исполнительный директор Российского топливного союза, эксперт «Опоры России» «Невозможно купить топливо, которое может выдержать по цене конкуренцию с АЗС нефтяной компании, которая цены держит замороженными. Получается, что при росте оптовых цен они начинают превышать розничные. Нефтяная компания, хотя и работает в убыток, для нее это несущественные потери. А вот для независимых, если продавать топливо с убытком, вообще теряется смысл этой деятельности, нужно закрываться. Поэтому, чтобы хоть что-то заработать, начинают торговать всякой дрянью».
Судя по словам Дмитрия Козака, пороть горячку кабмин не намерен: независимые заправки обеспечивают доступность топлива в стране. Ведь есть регионы, куда сетевые АЗС вообще не заходят — та же Якутия, к примеру, или Забайкальский край. «Если жестко и быстро наводить порядок, то можем привести к коллапсу в некоторых регионах», — сказал чиновник.
Если перегнуть палку с наведением порядка, многие независимые АЗС просто закроются, прогнозирует гендиректор Benzindex.ru Герман Чеботарёв:
Герман Чеботарёв гендиректор Benzindex.ru «Одно из высших должностных лиц в стране однозначно маркировало неопределенно широкий круг АЗС как недобросовестных участников рынка. Очевидно, будет какая-то кампания. На мой взгляд, это все закончится тем, что независимые АЗС с рынка уйдут. Год, два, три — и, наверное, их не будет. От этого не выиграет никто, потому что в итоге в отсутствие рыночных свободных агентов система нефтепродуктообеспечения станет проще и гораздо менее устойчивой. Жесткое планирование всего — это обязательно диспаритеты, дисбалансы и в итоге дефицит, очереди на заправках, перебои с поставками и так далее».
Нужны ли вообще независимые заправки? Нужны, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:
Сергей Канаев руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» «Обыватель в основном говорит: мне без разницы, лишь бы было качество топлива на должном уровне. Но мне не все равно, потому что помимо качества и количества меня еще волнует бизнес, в котором занято очень большое количество людей. Несмотря на то, что мы, конечно, на стороне автовладельцев, все-таки нельзя убивать бизнес, в котором заняты почти три миллиона человек. А ведь условия для них практические уже создавали: это и ограничения повышения акцизов, и возможность какой-то дополнительной торговли на АЗС, и определенные льготы — это все нужно создавать, чтобы сохранить этот бизнес».
Другой вопрос, как именно правительство будет наводить порядок на независимых АЗС. Непонятно. Дмитрий Козак лишь заявил о невозможности возврата к госрегулированию цен на топливо. Как выразился вице-премьер, правительство хочет найти прозрачный рыночный механизм регулирования рынка бензина, работает «над этим вместе с нефтяной отраслью».
Можно ли считать рыночным механизмом добровольно-принудительную заморозку нефтяными холдингами цен на бензин под угрозой ввода заградительных экспортных пошлин на топливо? Вопрос открытый. А с независимыми заправщиками посоветоваться, похоже, опять забыли.
Источник: