Владельцы московских бюджетных мини-отелей сообщают, что после мундиаля у них настали непростые времена. Проверки участились, и очень часто по их итогам бизнес приходится закрывать. Можно ли говорить о том, что хостелы в столице становятся исчезающим видом?
Фото: Максим Шеметов/ТАСС
Вчера хвалили — сегодня закрывают. Гости мундиаля в один голос отмечали, что столичные хостелы их приятно удивили: сервис на уровне, а цены относительно невысокие. Хостел «Спутник», к примеру, даже удостоился лестных отзывов со стороны авторитетного CNN Travel. Но по результатам последних проверок сегодня его двери оказались опечатаны.
Та же участь постигла старейший в Москве хостел Godzillas, а вместе с ним и десяток других мини-отелей с историей. После этого владельцы бизнеса практически в один голос стали говорить о том, что этот сегмент рынка откровенно кошмарят.
Евгений Насонов председатель правления НП «Лига хостелов» «Проблема в том, что закрытие коснулось лидеров индустрии, лучших объектов, которые представляли собой гордость туристического потенциала страны и формировали позитивный облик города. И зачем было их закрывать, совершенно непонятно. Сейчас они, к сожалению, закрыты правоохранительными органами только из-за того, что у них есть какие-то бюрократические, формальные нарушения, что они расположены в жилом фонде».
Пусть бизнесмены и называют нарушения формальными, но с тем, что они на самом деле имели место, никто не спорит. Большинство претензий проверяющих органов сводится к тому, что по закону в жилых домах у помещений общественного назначения должен быть отдельный вход. Но сделать его в силу архитектурных особенностей зданий или же особого статуса никак нельзя.
Перенести хостел в нежилое помещение закон также запрещает, а размещать мини-гостиницу в отдельном здании нерентабельно. Поэтому хостелов становится все меньше. Правда, с тем, что власти развернули против них какую-то войну, согласны далеко не все.
Роман Сабиржанов управляющий партнер Hot Consulting «Сейчас я не ощущаю никакого давления на этот сегмент бизнеса. Хостелы и мини-гостиницы закрывают ничуть не чаще и не больше, чем какие-нибудь кафе или рестораны, не соответствующие нормам Роспотребназдора и МЧС. Это точно не какое-то преследование государства по отношению к хостелам. Скорее всего, закрывают тех предпринимателей, которые не смогли договориться с соседями, это самая распространенная причина».
Впрочем, как сообщает «Медуза», проверки идут и в тех хостелах, на которые никто и не думал жаловаться. Взять хотя бы все тот же Godzillas. В документах прокуратуры значится, что проверка инициирована по жалобам соседей. Однако, как отмечают владельцы хостела, их у мини-гостиницы просто нет, так как она находилась в отдельном подъезде.
Но в случае проверки к такому бизнесу почти всегда можно придраться. По словам партнера юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, все дело в том, что сам рынок мини-отелей в России полулегален. Такое бизнес-явление, как хостелы, закон не регулирует.
Денис Фролов партнер юридической компании BMS Law Firm «У нас нет такого понятия, и это никак не регулируются. Если собственник помещения считает необходимым, он оформляет это как гостиницу, но это сложно, масса нюансов. В большинстве это никак не оформлено: люди просто сдают квартиру, либо нарезают там помещения гипсокартоном, либо делают койко-места и на свой страх и риск сдают. Как правило, по жалобам жильцов прокуратура на эти моменты реагирует, через суд обязывает перевести помещение обратно в жилое. То есть как такового регулирования нет».
Сегодня в столице работает около 500 хостелов, что составляет около трети от всего российского рынка, и закрытие нескольких десятков, пусть и довольно известных мини-отелей, не так уж ощутимо. Но владельцы мини-отелей говорят, что главное — сам тренд. Они упирают на то, что неоднократно пытались оспорить закрытие, но все дела проиграли.
Предприниматели уверены: если под хостелы не напишут специальный закон, который бы учитывал в том числе и европейских опыт, будущего у этого бизнеса нет. Получается почти как в том анекдоте: хостел есть, а слова такого в законе — нет.
Источник: