Ирина Волынец о контрольных работах в школах: «Правильнее оставить только те, которые действительно необходимы»

Рособрнадзор сообщил об уменьшении числа контрольных работ для учеников. Летом ведомство уже направило рекомендации по оптимизации числа проверочных и самостоятельных работ в российские школы

Фото: АГН «Москва»

Обновлено в 16:52

Рособрнадзор отчитался о сокращении количества контрольных работ в школах. Сразу после того, как президент России Владимир Путин дал поручение об этом вечером 27 сентября, ведомство заявило, что еще в августе направило соответствующие рекомендации в образовательные учреждения страны.

По данным Рособрнадзора, в некоторых школах одна контрольная работа приходится на каждый третий урок биологии, на каждый пятый — русского языка, на каждую четвертую — физики. Работу по оптимизации числа контрольных в школах уже провели, сообщило ведомство.

Тому, что их так много, школы способствовали сами, говорит учитель истории и обществознания школы Выборгского района Санкт-Петербурга Кирилл Загустин:

Кирилл Загустин учитель истории и обществознания школы Выборгского района Санкт-Петербурга «Это самый простой способ накопления оценок. Гораздо проще сделать проверочную или контрольную работу, проверить пачку, выставить оценки, чем спроектировать оригинальный урок, задействующий практическую работу. Участники образовательного процесса со стороны педагогов и администрации школы находят это удобным инструментом. То, что он не самый эффективный, об этом говорят родители и ученики. У каждой школы есть возможность по выстраиванию внутренней политики, в том числе в отношении проверочных и контрольных работ. Если администрация школы заинтересована в том, чтобы меньше нагружать детей контрольными и проверочными, то у нее есть возможность проводить и реализовывать эту политику, в нашей школе такое есть. Мы стараемся проводить только те контрольные, от которых нельзя отказаться. Мы стараемся переходить больше на практическую деятельность вместо контрольных. Знания всегда гораздо лучше усваиваются через практику, а не через заучивание».

Контрольных школьникам приходится делать очень много, и очень часто это требование властей от образования. Школьники пишут в неделю одну-две контрольных работы, у них уже сформировалась привычка, говорит эксперт по ЕГЭ, учитель русского языка и литературы одной из московских школ Мария:

«Количество контрольных, проверочных работ в формате «Статград», МЦКО, ВПР с каждым годом увеличивается. Какие-то работы у старших классов, например, идут как проверочно-диагностические, МЦКО идут в рейтинг школы, поэтому почти каждую неделю старшеклассники пишут по две-три статградовские работы или МЦКО. Стоит сказать, что есть положительный момент: они готовятся к сдаче ЕГЭ. Такое огромное количество работ несколько удручает, даже если мы работаем на результат. Поэтому я положительно отношусь к просьбе Владимира Владимировича Путина. Будем надеяться, что наконец-то услышат простого учителя и сократят огромное количество проверки в школе».

Вот что говорит учитель русского языка и права, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий:

Всеволод Луховицкий учитель русского языка и права, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Речь, вероятно, идет о всероссийских проверочных работах и аналогичных, которые подготавливаются регионами. Если это так, это движение в правильном направлении, потому что ВПР надо отменять, без всяких сомнений. Количество контрольных работ, которые даются в школу сверх, без учета индивидуальных особенностей детей, школ, классов и так далее, надо снижать. Это приводит уже к тому, что детей чуть не с начальной школы начинают по неделе, по две недели специально готовить к проверочным итоговым работам, отнимая время от обычной школьной программы. Родители говорят, что их детей замучили бесконечными проверками. Учителя говорят о том же самом, что школы замучены бесконечными проверками. Решить проблему можно очень просто, отказавшись от тех же самых ВПР и сократив до минимума региональные проверочные работы».

Как показал опрос родителей школьников на сайте «Российской газеты», 72% из них считают, что количество контрольных и проверочных работ в школах нужно снижать.
Дети из-за тотального контроля знаний часто нервничают, а это не добавляет им здоровья, говорит уполномоченный по правам ребенка в Татарстане, председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец:

Ирина Волынец уполномоченный по правам ребенка в Татарстане, председатель Национального родительского комитета «Родителей в первую очередь интересует здоровье детей, их психологическое состояние. Чем больше контрольных, тем больше дети нервничают и родители переживают. Конечно, нужно проверять детей, контролировать, на каком уровне они усваивают материал. Но если это становится чрезмерно часто, от этого больше минусов, чем плюсов. Поэтому к данной инициативе отношусь положительно, тем более родители бурно реагируют на каждую проверочную работу. Правильнее оставить только те, которые действительно необходимы. Бывает так, что контрольные работы друг друга частично дублируют, и это привносит нервозность в процесс обучения, у детей сейчас и так очень много стресса, контрольные и проверочные работы знаний детям не добавляют. С другой стороны, готовясь к контрольным, ребенок повторяет материал и лучше его усваивает. Нужно взять лучший опыт, который у нас был, это опыт советской школы, в которой были и контрольные работы, и проверочные, и самостоятельные, дети прекрасно знали материал, по крайней мере те, которые успевают. Но ведь не учитель решает, когда проводить контрольную работу. Как правило, это спускается сверху, и учитель тоже может страдать от того, что слишком много проверочных работ».

Согласно поручению президента Минпросвещения должно отчитаться о сокращении количества контрольных в российских школах до 1 июля 2022 года.

Источник: bfm.ru

Todoist