Временно исполняющему обязанности главы администрации Липецкой области Игорю Артамонову 14 марта исполнилось 52 года. А сегодня, 2 апреля, — ровно полгода с того момента, когда он приступил к работе в новом качестве руководителя региона. Назначение современного, энергичного, во многом даже экстравагантного врио губернатора наделало в области немало шума. Липчане принялись обсуждать, сможет ли «новая метла» вымести дочиста старую избу? Изменится ли жизнь рядовых жителей? Обсуждения эти не стихают до сих пор. А мы тем временем решили встретиться с Игорем Артамоновым, поговорить о работе и о житье-бытье.
Не «отрывать головы», а решать проблемы
— Игорь Георгиевич, недавно вы отметили первый день рождения на посту руководителя Липецкой области. Каковы ваши впечатления?
— Разница в том, что на прежней работе я уже много лет на свой день рождения просто уезжал. На этой же должности я так поступить не мог, это было бы невежливо. Поэтому остался в городе, был на своем рабочем месте. Получил много поздравлений от коллег, добрых напутствий от липчан в соцсетях. Не скрою, было приятно. Расцениваю их как некий аванс для предстоящей работы на благо Липецкой области и ее жителей.
— Кстати, про работу на благо жителей. У вас складывается репутация «отрывателя голов». Кого-то из руководителей увольняете, кому-то объявляете выговоры. Зачастую делается это публично, под камеры. Не боитесь, что решение серьезных кадровых вопросов превратится в этакое политическое шоу?
— «Отрыватель голов» — это не про меня. Не стоит задача «отрывать головы». Мы строим новую культуру управления регионом. Кто-то удовлетворяет нашим требованиям, у кого-то не получается. Это нормальный процесс.
Я пришел на эту должность для того, чтобы решать проблемы людей. Проблем в области много, сами знаете. Поэтому моя задача — не просто работать над их решением, а добиваться результата. Если я вижу, что ситуация меняется к лучшему, значит, руководитель молодец. Если же задача ставится и не выполняется, если это происходит неоднократно — тогда приходится принимать кадровые решения.
Знаете, за годы работы на руководящих должностях я расстался с очень многими людьми. Многие из них до сих пор поздравляют меня с Новым годом, с днем рождения. У меня нет врагов среди них. Надеюсь, здесь будет так же.
Главное, ясно понимать, для чего все делается. Наша основная цель — это забота о людях.
— В чем заключается новая культура управления регионом, о которой вы упомянули?
— В первую очередь — учитывать мнение жителей. Управлять регионом, исходя из пожеланий людей. И второе — максимально прозрачная деятельность органов власти на всех уровнях. Липчане должны понимать, что происходит в каждый момент времени в той или иной сфере, по тому или иному вопросу.
Например, мы подготовили сайт по обманутым дольщикам. Любой житель Липецка нажимает кнопочку и наблюдает, как было и как стало. Видит перечень работ, которые были выполнены, и срок сдачи объекта. Больше того, каждый житель может наблюдать онлайн за ходом работ. А если камера вдруг перестанет выдавать картинку, то тут же найдется множество доброжелателей, которые нам подскажут: камера не работает. И мы быстро исправим.
Мы не говорим, что сейчас вмиг решим все проблемы, что копились годами. Нет, мы рассказываем, как в реальности обстоят дела: эта проблема решена, эта решается, по этой мы находимся в стадии поисков путей решения. И честно информируем граждан о том, на каком этапе мы в данный момент находимся.
Работа на результат
— Для многих в области ваш стиль управления непонятен. Они привыкли к другим методам. Удается находить людей, которые готовы работать в новом ключе?
— Таких людей достаточно много. Это все, кто входит сегодня в мою команду.
На самом деле, мой единственный стиль управления — тот, который ведет к получению конкретного результата. Не выдумывать причины, почему ту или иную проблему нельзя решить, а искать и находить пути ее решения. И все, кто со мной сегодня работает, показывают результат.
Я не люблю, когда люди занимаются процессом. Многие ведь только этим и занимаются. И это не только в Липецкой области и не только во властных структурах. Они что-то пишут, выстраивают какие-то сложные схемы, что-то меняют. А потом ничего не происходит. Процесс ради процесса. Это не мой подход. Мой подход — процесс ради результата.
Вижу, что люди, входящие в мою команду, это поняли. И работают именно в таком ключе.
Формула успеха
— Второго апреля исполнилось полгода с начала вашей работы в Липецкой области. Когда только приехали, вы наверняка внимательно изучали ситуацию в экономике, в социальной сфере, смотрели статистику. За полгода стало ли глубже понимание происходящих процессов? Почувствовали, чем живут люди на территориях, чем они дышат, в чем нуждаются?
— Безусловно, понимание ситуации стало полнее. Я глубоко погрузился во все, что связано с медициной, образованием, ЖКХ, дорогами, экологией, вопросами занятости, благоустройством — абсолютно во все сферы. В каждой из них есть видение проблем, ясное понимание, как их нужно решать. Другое дело, что решить их все разом, конечно, не удастся — для этого просто недостаточно ресурсов.
Я уже как-то объяснял формулу работы, как я ее понимаю. Сначала нужно ответить на вопрос: «Зачем?». Зачем ты все это делаешь? Затем нужно ответить на вопрос: «Кто?». Затем: «Что?». Что именно ты делаешь? И, наконец, вопрос: «Как?». Как ты будешь добиваться результата?
Сегодня мы отвечаем на вопрос: «Кто?». По большинству направлений мы уже имеем ответ. Остаются вопросы: «Что?» и «Как?».
Есть более-менее прозрачные темы, где ясно, что и как делать. Например, медицина. Есть проблема нехватки сельских врачей, врачей дефицитных специальностей. Понятны претензии, которые люди предъявляют к медицинскому обслуживанию: невозможность оперативно записаться на прием к специалисту, очереди, проблемы с лекарствами, недостаточное внимание врача к пациенту, которое происходит чаще всего от нехватки времени, и так далее.
Понятно, как «лечатся» эти проблемы. Не хочу сказать, что мы их все сразу решим. Но свет в конце тоннеля виден, дорога к этому свету прямая и понятная, задачи ясны — надо только работать.
Мне недавно показали социологические опросы. Подавляющее большинство людей — около 95 процентов — знают о Национальном проекте «Здравоохранение». Люди в ожидании изменений. И мы обязаны эти ожидания оправдать.
Есть сферы, где больше разных интересных поворотов, сложнее задачи. Это цифровая экономика, поддержка конкуренции. На все сферы, которые я перечислил выше, мы будем обращать повышенное внимание. Поскольку каждое направление соответствует одному из национальных проектов, которые, как мы знаем, реализуются в целом по стране и в каждом регионе в рамках «майского» указа президента 2018 года. По этим направлениям запланирована и уже идет серьезная финансовая поддержка со стороны государства. У себя в области мы должны отработать максимально эффективно. Чтобы, с одной стороны, выполнить задачи, поставленные президентом. С другой — в полной мере удовлетворить существующие запросы людей в каждой из этих сфер. Ведь в конечном итоге мы работаем именно для улучшения жизни людей, а не ради красивых статистических показателей.
Гемба по-липецки
— Вы действительно много ездите по районам, встречаетесь с людьми. Даже на работу, говорят, ходите пешком. Это сознательная позиция? И что это дает вам с точки зрения эффективности управления регионом?
— В Японии есть такое понятие — Гемба. Оно довольно широкое, это целый управленческий подход. Он предполагает, что найти ключевое решение проблемы возможно только на месте ее возникновения.
Наша работа, если говорить упрощенно, — это оказание качественных государственных услуг населению. И руководитель, чтобы понимать, как идет эта работа, должен находиться не в своем кабинете, а в больницах, на теплотрассах, на электростанциях, на очистных. Он должен «пощупать» проблему на месте, понять, как и почему она возникла.
Простой пример — очистные сооружения. Мы должны прекратить распространение неприятного запаха с очистных. Чтобы понять, как это сделать, нужно съездить туда, посмотреть, что же там происходит, выявить причину. Надо выслушать все стороны, пригласить экспертов, оценить законодательные вопросы, организовать финансирование. Тогда мы добьемся результата. И начинается эта работа именно там, где и находится проблема, — не в кабинете чиновника.
А на работу я действительно хожу пешком. Делаю это из двух соображений. Во-первых, это полезно для физической формы. Ну а во-вторых, я хожу и вижу, что у нас плитка встала волнами на ряде улиц. Дыры на тротуарах. Не убрано после зимы, после схода снега. Я такой же житель, я все это вижу, и это не может оставить равнодушным. Это руководство к действию для соответствующего уровня власти.
— Почему мало кто из чиновников делает это — выезжает на место, ходит ногами по земле?
— Просто другой уровень культуры. Никто их этому не учил.
— Своих учите?
— Очень аккуратно. На работу пешком ходить никого не заставляю. А вот общаться с людьми — да. Я регулярно смотрю графики работы своих заместителей. Вникаю, занимаются ли они задачами, которые ставят перед нами жители региона, или они занимаются какими-то другими вопросами. И всегда требую расставить приоритеты в деятельности исходя из того, что нужно липчанам.
Слышать каждого, уважать чужое мнение
— Как вы лично себе отвечаете на тот самый первый вопрос: «Зачем?». В чем вызов лично для вас?
— Главная задача, как я уже говорил, — построить управление регионом на принципах прозрачности, открытости, максимального участия людей в процессах управления.
Бережно и максимально эффективно используя имеющиеся ресурсы, исполнять пожелания жителей. Во всех сферах — в медицине, образовании, в сфере ЖКХ, в дорожном строительстве, благоустройстве.
Казалось бы, я говорю о простых вещах. Однако я не видел подобного ни в одном регионе. Прозрачная власть. Дружелюбная власть. Власть, строящая с населением партнерские отношения.
Именно такая власть сможет эффективно решать задачи, которые ставит перед нами президент страны. И в своей работе максимально ориентироваться на запросы людей.
Это задача с большим вызовом, как я и люблю.
— Пока получается?
— Конечно. Идет много положительной обратной связи по работе с обращениями граждан. Когда люди видят, что с их проблемами работают, что достигается конкретный результат, удовлетворенность людей действиями власти растет.
Наверное, мы еще в самом начале пути. Но знаем, что это путь в правильном направлении. Мы как власть должны заботиться о людях, которые живут на территории. Необходимо открыто обсуждать с ними все вопросы, даже самые сложные. И если мы что-то не можем решить, должны открыто об этом сказать. Мы не можем решить это сегодня, но есть такой-то план действий и тогда-то будет решение.
— Но ведь сегодня так происходит не всегда и не везде. Напротив, участились случаи чванства, хамства по отношению к людям со стороны чиновников. Благодаря соцсетям эти случаи становятся известны, получают широкий резонанс…
— Да, к сожалению, такое бывает. Это необходимо решительно пресекать. Но этого недостаточно. Нужно сделать выводы, понять, почему так происходит. Почему система так устроена, что чиновник может себе позволить хамское отношение к людям и ему за это ничего не будет. Необходимо принимать комплексные меры, подстраивать и перестраивать систему, чтобы такое отношение стало в принципе невозможным. Это как раз то, о чем я говорил, — построить эффективную прозрачную систему управления регионом, ориентированную на людей. Человекоориентированную систему, если можно так выразиться.
Люди хотят быть услышанными. Задача власти — дать им такую возможность. Уважение к людям, искреннее желание вникать в их повседневные беды и заботы — это показатель нормальной работы как каждого конкретного руководителя, так и всей власти в целом.
— Губернатор это не только управленец или хозяйственник. Это еще и политик. Кто из политиков XX — XXI века вам ближе по духу?
— Сложный вопрос, так сразу и не ответить. Для разных этапов развития страны и государства востребованы разные качества. Если подумать, то это, наверное, Петр Аркадьевич Столыпин. Он был сильным политиком. С прекрасным перспективным видением, с большой энергетикой. Наверное, таков мой ответ на ваш вопрос.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Источник: