В Петербурге продолжается международный экономический форум. Участники традиционного завтрака Сбербанка усомнились в том, что нацпроекты ускорят экономический рост, а глава РСПП Александр Шохин вспомнил времена Михаила Горбачева
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Обновлено в 12:14
На завтраке Сбербанка в рамках Петербургского международного экономического форума Герман Греф уже тоже по традиции предложил собравшимся проголосовать: помогут ли национальные проекты ускорить экономический рост России? В зале присутствовали Антон Силуанов, Максим Орешкин, Алексей Кудрин, Татьяна Голикова, депутаты и бизнесмены.
Первые результаты голосования были отрицательными: 22% не верили, что будет экономический рост. Тогда глава Сбербанка попросил отдельно показать ответы госслужащих. Результаты сильно изменились: 61% положительных ответов.
Герман Греф обратился к главе Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину: смогут ли национальные проекты привести к темпам роста в районе 4% и какие ключевые проблемы сегодня мешают бизнесу? Вот как ответил Шохин:
«Я голосовал «нет», не смогут национальные проекты вывести нас на темпы роста выше среднемировых. Кстати, Герман Оскарович почему-то настойчиво повторяет цифру 4%. Мы верим в то, что мировая экономика упадет и нам понадобятся всего 2,5% для того, чтобы иметь темпы выше среднемировых. В переводе должно прозвучать слово «шутка». Действительно, нам нужны темпы роста на уровне не ниже 3,5%, чтобы выйти на реализацию национальных проектов, поэтому мы за то, чтобы мировая экономика развивалась устойчивыми темпами, это означает, что будет спрос на российскую продукцию. Люди постарше, таких много с седой головой в этом зале, помнят, наверное, что в начале 80-х годов Михаил Горбачев начинал с того, что объявил программу ускорения темпов научно-технического прогресса и экономического роста. Затем спустя год-другой началась программа под названием «перестройка». Мне кажется, что мы очень близки к повторению пройденного, но нужны реальные стимулы для частных инвесторов идти в бизнес, рисковать и планировать свое будущее исходя из представлений о том, какая будет институциональная среда, регуляторная среда и так далее. И элемент непредсказуемости этой среды, этот фактор, который бизнес, безусловно, беспокоит, растет. И последнее — это необходимость радикального улучшения системы государственного управления, куда входит не только собственно управление со стороны правительства и федеральных органов власти, но это и реформа надзорно-контрольной деятельности, радикальное изменение отношения правоохранительных органов к бизнесу. Вот если бы Андрей Макаров первым выступал, он бы задал традиционный вопрос для завтраков Сбербанка: Александра Ивановича Бастрыкина позвали, он же у нас главный экономический регулятор?»
Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, когда слово дошло до него, и в этот раз упомянул Александра Бастрыкина. Он вспомнил об инициативе главы Следственного комитета на законодательном уровне закрепить обязанность бизнеса участвовать в национальных проектах. Также Макаров вспомнил дело Майкла Калви, что вызвало публичный спор депутата с главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным.
Грустно шутили и другие участники дискуссии, рассказывает обозреватель Business FM Иван Медведев, который присутствует на Петербургском экономическом форуме.
«Например, ректор РАНХиГС Владимир Мау вспомнил высказывание советского юриста от 21-го года о том, что он условно не хранит деньги в сберегательной кассе, потому что вы гарантируете сохранность вклада, но не сохранность жизни вкладчика. И у него еще было довольно яркое высказывание о том, что в России традиционно качество законов компенсируется необязательностью их исполнения, но сейчас, по словам Мау, настало то время, когда законы начали заставлять соблюдать, а качество их осталось прежним».
Оптимизм пытались внушать министры. Они защищали нацпроекты, говорили, что не все так плохо, а впереди будет еще лучше. По реакции первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова было видно, что общий пессимизм и апатия очень сильно эмоционально его задевают, у него тоже было довольно яркое выступление:
«И вы спрашиваете, дадут ли нацпроекты результаты? Я уверен, что дадут. Слушайте, мы перераспределили из экономики огромный ресурс по тем ключевым точкам, которые у нас постоянно находились, что называется, в загоне. Это инфраструктура, это предпринимательство, это «социалка», которая недофинансировалась. Вы не верите, что это даст результат? Я вообще даже удивляюсь сейчас. Мне кажется, мы просто сейчас еще зашорены. Принцип нигилизма, который в России все время существовал, до сих пор присутствует. Поэтому наша задача, задача государства, правительства, заключается в том, чтобы сделать так, чтобы этого нигилизма не было в умах. А если этого не будет, будут и источники финансирования. Поэтому, друзья, больше оптимизма».
«Антон Германович, проблема в том, что мы с ужасом ждем, когда вы перед нами начнете ставить еще и конкретные задачи», — пошутил в ответ Герман Греф.
Владимир Путин 7 июня выступит на пленарном заседании форума и, как сказали в Кремле, «сформулирует некоторые идеи по оптимизации системы глобального управления и ее приведению в соответствие с принципами равенства, взаимного уважения и учета интересов друг друга». Модератором сессии будет внучка бывшего министра иностранных дел СССР и экс-президента Грузии Софико Шеварднадзе. После выступления Путин встретится с крупными иностранными инвесторами.
Источник: