Один погибший, сотни пострадавших и задержанных — таковы итоги массовых акций по всей стране против роста цен на топливо
Акция протеста в Антибе. Фото: Eric Gaillard/Reuters
По всей стране прокатилась волна протестов против повышения цен на бензин. Около 300 тысяч человек, самоорганизовавшись в соцсетях, перекрыли дороги, пытались штурмовать президентский дворец и главное здание МВД. Деструктивные действия демонстрантов, по опросам, поддерживают более 70% французов.
Литр топлива во Франции в пересчете на российские деньги сейчас стоит около 120 рублей. После того как правительство объявило, что с начала года бензин из-за экологического сбора подорожает на 3 евроцента, а дизель — на 6,5, вспыхнули массовые беспорядки.
«Желтые жилеты» (так называется движение, участники которого носят обязательные для водителей светоотражающие жилеты) договорились о массовых акциях в соцсетях. Они перекрыли крупные трассы, заблокировали заправки, в Париже промаршировали по Елисейским Полям, перед президентским дворцом воодушевились революционной романтикой и спели «Марсельезу».
La Marseillaise est entonnée par les manifestants. Ils sont toujours plusieurs centaines, malgré le gaz et les mouvements de foule pic.twitter.com/QWhBlFM6sz
— Pierre Zéau (@PierreZeau) 17 ноября 2018 г.
К протестующим стянули дополнительные силы полиции, в стычках правоохранители применяли слезоточивый газ. Итог — около 300 задержанных, более 400 пострадавших, 14 из них в тяжелом состоянии. Одна 60-летняя женщина погибла под колесами автомобиля.
Но акции митингующих против политики властей фактически обернулись против обычных граждан, которые не смогли добраться на вокзалы и в аэропорты, торговые центры и клиники. И вряд ли в результате этих протестов правительство откажется от планов увеличить сборы в казну, полагает жительница Франции Натали Жирон:
«17 ноября манифестанты заблокировали всю страну, и люди просто не могли никуда выехать. Протестуют обычные люди, которые против повышения цен. Понятна их злость, но в то же время я не поддерживаю их. Я такой же человек, у меня тоже дизельная машина, но я вчера, допустим, должна была поехать по магазинам, потому что в субботу это единственная возможность, во Франции ничего не работает в воскресенье, и я была просто заложником, не могла никуда выехать. Эта суббота превратилась для меня в кошмар».
Несколько лет назад французское правительство стимулировало граждан покупать дизельные машины. Аргументы — дизель дешевле, после повышения стандартов такое топливо якобы стало более экологичным. При покупке давались огромные скидки. Сегодня, когда в стране около 19 млн дизельных авто и примерно 12 млн бензиновых, власти заявили, что это топливо все же вредит окружающей среде и надо повысить экологический сбор. Примерно те же доводы и о бензине.
В 2019-м за счет топливных налогов казна получит 38 млрд евро — на 4 млрд больше, чем сейчас. На экопрограммы пойдет 7 млрд, еще 12 млрд направят в регионы. Вторая половина растворится в общей госказне. Подорожание топлива по цепочке потянет рост цен на поездки, товары и продукты. Люди не верят Макрону, если протесты продолжатся, они спровоцируют серьезный политический кризис, считает обозреватель Business FM, специалист по Франции Андрей Жвирблис:
«С одной стороны, Макрон является сторонником экономического либерализма и всегда говорит о понижении налогов, а здесь получается повышение, причем очень серьезное, которое бьет по карманам в первую очередь среднего класса, потребление снизится. Но самое главное, каким образом это объясняется. Речь идет о том, что якобы это поможет развивать альтернативные источники энергии, то есть это нужно для экологии».
Итог субботних протестов подвела Le Parisien. Газета заявила, что «Желтые жилеты» выиграли. «Они напомнили нашим лидерам, что экологическое налогообложение обречено на провал, если оно пренебрегает повседневной реальностью тех, кому оно должно помочь», — написало издание. По данным соцопросов, рейтинги президента и премьер-министра Франции упали до рекордно низких отметок — 25% и 34% соответственно.
Источник: