Фигурант «кремлевского списка» Валентин Гапонцев договорился с Минфином США об исключении из санкционного перечня

Условия мировой не раскрываются. Не станет ли прецедент поводом для исключения из «кремлевского списка» других российских бизнесменов?

Фото: ИТАР-ТАСС

Фигурант «кремлевского списка» договорился с американским Минфином, сообщает ТАСС. Миллиардер Валентин Гапонцев, совладелец компании IPG Photonics, требовал через суд исключить свою фамилию из знаменитого списка российских олигархов, политиков и чиновников, близких к Владимиру Путину, который был составлен в январе прошлого года в соответствии с законом о санкционном противодействии противникам США.

Бизнесмен также настаивает на оплате судебных издержек. Стороны намерены на следующей неделе подать в суд материалы, которые позволят урегулировать спор. Об этом говорится в документе, размещенном в судебной базе данных США, сообщил РБК.

Условия мировой не раскрываются. Принципиальной договоренности стороны достигли еще в конце июня. Но и тогда детали соглашения не уточнялись. Иск к американскому Минфину Валентин Гапонцев подал в декабре прошлого года.

Бизнесмен указал, что из-за включения в так называемый кремлевский список он начал терять контрагентов. «Вместо серьезного расследования Минфин США просто перепечатал список российских миллиардеров журнала Forbes от марта 2017 года», — жаловался Гапонцев суду. Защита миллиардера указывала, что, если истец останется в санкционном списке, он и его IPG Photonics потеряют контракты еще «на несколько миллионов».

В этом году Валентин Гапонцев отметил свое 80-летие. В последние 20 лет он проживает в Штатах, имеет двойное гражданство — РФ и США. В США владеет компанией по производству промышленных лазеров IPG Photonics.

Имеет бизнес и в России — он генеральный директор научно-технического объединения «ИРЭ-Полюс», а также ведущий специалист в области лазерной физики и техники, волоконных и оптоэлектронных технологий и даже заведует кафедрой в МФТИ. Гапонцев часто бывает в России, но он налоговый резидент США.

На каких условиях может быть заключено соглашение между Валентином Гапонцевым и Минфином США и не станет ли это поводом для исключения из «кремлевского списка» других российских бизнесменов? Ситуацию комментирует партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров.

Михаил Александров партнер адвокатского бюро «А2» «Это все из области предположений, но в целом понятно, что для него основная история была в обелении репутации. Я не думаю, что там вопрос шел о том, чтобы взыскивать издержки, и это было чем-то ключевым. Очевидно, что в результате этого соглашения он будет исключен из списка. Я уж не знаю, удалось ли им сторговаться, что он туда вообще ошибочно был включен, или просто они его оттуда уберут. Однозначно в этом соглашении будут условия о его полной конфиденциальности, потому что Минфину невыгодно, чтобы эти условия раскрывали для всех остальных. Минфин пошел на мировую, потому что понимает, что всегда победа, тем более в суде присяжных (в Америке суд присяжных), это все равно всегда некая лотерея. И это всегда некий процесс, в ходе которого нужно будет публично раскрывать позиции. Уже не раз звучали обвинения, что они вообще составили этот список чуть ли не по материалам Forbes, вплоть до того, что в суд будут вызваны конкретные лица в качестве свидетелей и их спросят: «Скажите, вот этот господин, на основании чего он попал в этот список? Вы нам объясните». И вряд ли они могут публично сказать: «Ну вы знаете, мы Forbes почитали и записали туда». Им нужно будет раскрывать какие-то механизмы. Есть ли у них эти механизмы, может, они и вправду Forbes читали, никто же не знает. Поэтому им тоже, как ни странно, с точки зрения репутационной этот процесс невыгоден. Ведь условия сделки никто не знает и до конца не узнает. Будет объявлен только ее результат, или будет какая-то, например, открытая часть, если они о чем-то решат вместе сообщить. В публичном поле повод формата «о, смотрите, его же исключили, значит, что нужно сделать? Просто пойти подать в суд на них, и нас тоже исключат» в таком виде, конечно, не будет. Безусловно, над этой историей работали лоббисты, юристы. Я думаю, что если наши бизнесмены, которые заинтересованы в исключении из этого списка, обратятся к этим консультантам и скажут: «Смотрите, у вас есть успешный кейс, а как вы его сделали?», то получат на это ответ, например, что там были такие и такие обстоятельства, у него действительно большая часть активов в США и прочее и, по сути, не было никаких оснований для включения его в список олигархов. Поэтому его исключили, но вот вас мы исключить не можем, заранее вам об этом говорим. Это некий сигнал, что, в принципе, такое бывает, но каждый отдельный кейс все равно будет индивидуален. Сказать, что это сейчас как-то все будет делаться под копирку, — думаю, не стоит делать такие выводы. Я бы не стал это рассматривать как какой-то большой разворот с точки зрения отношений. Потому что разворотом было бы, если бы это был административный акт, то есть эта история началась бы не из-за того, что он подал в суд, а если бы они сами сказали: «С принесением глубочайших извинений этих лиц мы исключаем». Но это же не так».

В последнем рейтинге Forbes Гапонцевы фигурируют среди самых успешных российских предпринимательских династий с состоянием в 1,8 млрд долларов. Издание пишет, что миноритарным акционером IPG Photonics является 47-летний сын Гапонцева Денис. Ему опосредованно принадлежит пакет в размере около 2% акций компании, который стоит на бирже почти 150 млн долларов.

Это портфельные инвестиции, а бизнес Гапонцева-младшего совсем другой: он партнер компании по производству натуральной восточной косметики Zeitun, которую создали его российские друзья. Также Forbes отмечает, что Денис Гапонцев живет в России и отношения между отцом и сыном непростые.

Больше года назад еще один фигурант «кремлевского досье», «водочный король» Юрий Шефлер, нанял лоббистов, чтобы оценить последствия попадания в список американского Минфина.

Бизнесмен давно живет за границей, у него были проблемы с российским законом, и его сложно заподозрить в тесных связях с Кремлем. В январе 2018 года СКР закрыл уголовное дело Шефлера о незаконном использовании торговых знаков водочных изделий в связи с экономической амнистией.

Источник: bfm.ru

Todoist