Международная сеть выпустила «Глобальное исследование миллениалов в 2019 году» о взглядах поколения на политику, экономику и будущее
Фото: depositphotos.com
Миллениалы и «поколение Z» — размытые понятия. В терминологии Deloitte первым сейчас от 25 до 36 лет, вторым — от 17 до 24. Те, которых еще недавно считали «нашим будущим», стали нашим настоящим. По оценкам международной сети, к этому возрастному пласту уже относится более половины населения Земли.
Главные особенности мировых миллениалов (чтобы не повторяться, буду называть этим термином оба исследованных поколения) — это резкий спад оптимизма и веры в будущее. «Новое большинство» готово требовать от политиков и бизнесменов этики и социальной ответственности, но существующие лидеры их не удовлетворяют — и миллениалы сомневаются в своих перспективах. Топ-3 повода для беспокойства молодого поколения по миру в целом — климат, неравенство и безработица. По России — коррупция, неравенство и нестабильность.
Вера Витальева директор группы по управлению персоналом и организационными изменениями Deloitte «Ключевое отличие в том, что наши молодые люди больше хотят себя обезопасить, купить квартиру, построить дом, организовать семью, чем те же миллениалы во всем мире. Опять же те условия, в которых вырастало это поколение, когда на самом деле очень много было турбулентности и политической, и социально-экономической, и финансовой, в семьях в том числе. Мы, собственно, видим все эти отражения непосредственно в ответе, который получаем от нашего молодого поколения».
Любопытно, что взгляды миллениалов и «поколения Z» едва различаются, разница в 2-3% не меняет лестницы приоритетов в целом. На первом месте, что любопытно, стремление посмотреть мир — видимо, напоследок, учитывая беспокойство по поводу климата. Пункт 2 — заработок, 3 — дом, 4 (почти столько же!) — желание изменить общество к лучшему, только на пятом месте — семья и дети. Россияне здесь отличаются только более высоким стремлением к предпринимательству, что немного странно на фоне повышенной чувствительности к коррупции.
Ольга Добрынина руководитель Центра психотехнологий Ольги Добрыниной, психотерапевт «Что интересно, 41% хотят начать собственный бизнес. Собственный бизнес — это неопределенность, это более стрессовые состояния, нежели когда человек работает в системе. Стремление начать свой бизнес говорит о том, что все-таки, несмотря на разные шутки по поводу миллениалов, у них есть стремление брать ответственность за свою жизнь на себя».
Все это, конечно, очень интересно, скажете вы, но как на этом заработать? Как ни парадоксально, зарабатывать надо, отдавая что-то обществу. Реплика сооснователя НКО One Young World Дэвида Джонса на панельной дискуссии по итогам исследования Deloitte:
«Сам факт того, что 40% респондентов сообщили, грубо говоря, что, если ваши товары полезны для мира и планеты, мы будем их покупать, а если нет, не будем, это уже интересно. Другой значимый пункт, отмеченный многими участниками, — этическое поведение. Это четкий сигнал, что бизнес обязан поступать правильно. Один из самых популярных ответов на вопрос, что заставило бы участников исследования прекратить взаимодействие с компанией, — заявления топ-менеджмента и его политическая позиция. Раньше я говорил, что в прошлом веке бизнес отличался хорошей реализацией, но не лучшими намерениями, а НКО — зачастую наоборот. Теперь же, чтобы достичь успеха в бизнесе, отличными должны быть и реализация, и намерения».
Наконец, спорный пункт исследования — результаты опроса «настроения» в разных странах. В среднем по миру около 39% респондентов настроены оптимистично по поводу будущего. В России — 25%. При этом в таких странах, как Финляндия и Норвегия, мировых лидерах по уровню жизни, миллениалы оказались такими же пессимистичными. Самое светлое будущее, по мнению нового большинства, ждет Нигерию, Китай и Индию.
Источник: