Эксперт: розничные цены на топливо расти не будут, мелкооптовые — начнут снижаться

Цена барреля Brent опустилась ниже 60 долларов — впервые более чем за год. Как падение нефти отразится на стоимости бензина и госбюджете? Стоит ли ждать, что топливная проблема в России исчезнет?

Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Стоимость барреля североморской смеси Brent опустилась ниже 60 долларов — впервые с октября 2017 года. Принято считать, что дешевая нефть — это для России плохо. Но в случае с ценами на бензин может оказаться иначе. Дело в том, что одной из причин топливного кризиса стало сочетание дорогих углеводородов и слабого рубля — это сделало привлекательным экспорт бензина и привело к дефициту на внутреннем рынке.

Летом министр энергетики Александр Новак заявлял, что цена нефти в 70 долларов за бочку должна стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке.
Но сейчас стоимость «черного золота» упала даже ниже шестидесяти. Курс российской валюты это не пошатнуло.

Теоретически это дает надежду, что проблема с ценами на топливо исчезнет, поскольку внутренний рынок становится более выгоден, чем экспорт. Что будет с ценами, рассуждает президент Российского топливного союза, глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:

Евгений Аркуша президент Российского топливного союза, глава Московской топливной ассоциации «Рано или поздно произойдет насыщение, лучше раньше, чем позднее. А на фоне насыщения должна пойти вниз цена. Мы видим, сегодня биржевые цены снижаются, несмотря на то, что одна из наших крупнейших компаний торгует только адресно на бирже. Это значит, что по идее должны рано или поздно начать опускаться вниз и мелкооптовые цены. Когда это случится, трудно сказать. Если вас интересуют розничные цены, то розничные цены уже расти не будут, может быть, даже будут иметь тенденцию к снижению в тех регионах, где они были выше».

На пике цена нефти в рублях достигала шести тысяч за баррель. Прежние цены на бензин сформировались, когда баррель сырой нефти стоил около трех тысяч рублей. Сейчас цена — около четырех тысяч. Нефтяные котировки падают уже шесть недель подряд. Сейчас — на заявлениях саудитов о рекордных объемах добычи.

Но еще неизвестно, что будет с ценами после саммита ОПЕК 6 декабря. В России пока ситуация со сбытом более-менее нормализовалась, но мелкие игроки — независимые заправки — в таких условиях еле выживают. Комментирует главный стратег ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:

Дмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Учитывая, что будет рост акцизов с нового года, то, что сейчас есть, — просто позволяет хоть как-то выходить в ноль или небольшой плюс, не более того. Если речь идет о станциях, в которых основная маржа и выручка формируются за счет продажи нефтепродуктов, а не сопутствующих товаров. Естественно для крупных станций ВИНК ситуация хорошая. Для мелких игроков, у которых станции небольшие и нет крупных магазинов, ничего принципиально могло не улучшиться».

Для госбюджета дешевеющая нефть — не слишком хорошая новость, но пока не критичная. Бюджет в этом году профицитный, и только если низкие цены продержатся долго, придется расходовать резервы, которых с начала года было отложено больше 3 трлн рублей.

В этом году цена отсечения — около 40 долларов за баррель. Все остальное идет в «кубышку». Но есть подозрения, что при цене ниже 60 долларов не устоит и курс рубля, продолжает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган:

Евгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Нефтяные доходы всюду проникают — в строительство, в какие-то подряды. В конце концов, более 70% нашей экономики, так или иначе, зависят от государства. Есть у государства деньги, соответственно, мы строим и дороги, и мосты. Нет денег — будем на чем-то экономить».

Впрочем, при дешевой нефти уменьшается и отток капитала: просто потому, что база для этого оттока станет меньше. И один из немногих плюсов падения цен — топливная проблема может рассосаться сама собой.

Источник: bfm.ru

Todoist