Две ремарки Вячеслава Дерева. Суд освободил из СИЗО бывшего сенатора от КЧР

Мосгорсуд отклонил ходатайство следствия о продлении ареста на срок свыше года и освободил Дерева в зале суда. Перед этим обвиняемый заявил, что его дело — это месть Арашуковых за его интервью о причастности к убийствам в республике

Вячеслав Дерев. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Мосгорсуд освободил в зале суда бывшего сенатора от Карачаево-Черкессии (КЧР) Вячеслава Дерева, обвиняемого в мошенничестве с незаконным возвратом НДС на сумму более 100 млн рублей. Таким образом, суд отклонил ходатайство Следственного комитета России о продлении срока содержания в СИЗО до 15 мая 2019 года. Просьбу о дальнейшем нахождении фигуранта в СИЗО не поддержала Генеральная прокуратура, а защита смогла убедить суд в том, что дальнейшее нахождение там 69-летнего обвиняемого грозит ему летальным исходом.

«Суд считает, что доводы следствия о дальнейшем содержании Дерева под стражей не отпали и не изменились, являются необоснованными и неубедительными», — огласила решение судья Елена Поспелова.

В решении суда отмечалось, что обвиняемый страдает рядом заболеваний, в том числе ишемической болезнью сердца, постинфарктным склерозом и нарушением ритма сердца, а со слов защиты, в конце февраля ему установлена третья группа инвалидности. Она постановила освободить Дерева в зале суда без всякой меры пресечения, хотя защита и прокуратура были согласны на домашний арест для обвиняемого.

На заседание Мосгорсуда Вячеслава Дерева доставили лично. Слушание началось с часовой задержкой из-за того, что у фигуранта подскочило давление и ему пришлось вызывать скорую помощь. В этой связи судья разрешила ему отвечать на ее вопросы сидя. Сам обвиняемый не возражал, заметив, что у него болит спина, а в ноге искусственный сустав. Когда устанавливали личность, он сообщил, что женат, у него двое взрослых детей, а на момент задержания 6 марта 2018 года работал советником главы республики по экономическим вопросам.

Руководитель следственной группы СК, полковник юстиции Алексей Вардугин в своем ходатайстве, которое зачитала судья, просил оставить обвиняемого в СИЗО до конца расследования (15 мая 2019 года). В документе говорилось о том, что обладающий «обширными связями» в различных органах власти и значительными денежными средствами бывший сенатор от КЧР Дерев может воспрепятствовать следствию. Также он «пытался симулировать заболевания».

Поддержавший ходатайство руководителя следователь Александр Васильев сообщил, что расследование по делу завершено, фигуранты приступили к ознакомлению с 280 томами дела. По его данным, по делу проведено более 90 экспертиз по делу, допрошено порядка 80 свидетелей. При этом, отвечая на вопросы судьи, следователь признал, что шестеро других обвиняемых находятся под подпиской в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае. «Пятеро отрицают вину, обвиняемая Белла Джилаканова признала вину», — пояснил он.

Генпрокуратура против следствия

Выступающая обычно в тандеме с СК Генпрокуратура на этот раз не поддержала ходатайство следствия. Стоит отметить, что такой позиции надзорное ведомство планомерно придерживается на протяжении всего расследования по данному делу.

Прокурор просила перевести Дерева под домашний арест. Она указала, что уголовное дело было возбуждено более семи лет назад и за это время не было зафиксировано ни одного случая, когда Вячеслав Дерев пытался бы мешать расследованию. «Не установлены попытки скрыться с его стороны, воздействия на свидетелей или уничтожения доказательств», — сказала представитель Генпрокуратуры.

Она отметила, что в настоящее время все следственные действия по делу завершены, обвиняемые приступили к ознакомлению с делом. «Таким образом, все доказательства собраны, возможности повлиять на результаты уголовного дела у обвиняемого отсутствуют», — заметила прокурор.

Также она призвала суд обратить внимание на данные о личности, возраст и состояние здоровья обвиняемого. Заболевания подтверждены врачами изолятора, а сам Дерев «постоянно нуждается в медицинской помощи».

Две ремарки и месть Арашуковых

Сам Вячеслав Дерев был краток, но эмоционален, предупредив, что у него для суда имеются лишь две ремарки. Он сообщил, что следователи изъяли в Ставропольском медицинском центре шесть томов медицинской документации о состоянии его здоровья на протяжении последних 16 лет и длительное время «прятали» сведения о его проблемах с сердцем и инфарктах. «Семь лет идет следствие, семь! А они все не успевают, все им кто-то мешает», — сказал Дерев.

Обвиняемый связал возбуждение уголовного дела с интервью, в котором он несколько лет назад заявил о причастности к политическим убийствам в КЧР Рауля Арашукова и его сына Рауфа Арашукова, нынешнего сенатора от КЧР. «Сегодня есть процесс по Арашукову. Это мой оппонент. Я в 2012 году сказал про эти убийства в «Российской газете», и через неделю возбудили дело. Оно длится семь лет, восьмой пошел. Что хочет следствие, я не пойму», — недоумевал фигурант.

После Дерев опроверг доводы следствия о том, что он уклонялся от явки в следственные органы. Он заметил, что за семь лет расследования его лишь дважды вызвали на допрос. Один раз следователь приезжал к нему домой из-за того, что он плохо себя чувствовал. Второй раз на допрос он сам приезжал в СК. «Где логика, где здравый смысл, за что им деньги платят?» — негодовал обвиняемый. Руководителя следственной группы он назвал «физиономией лжи», а его доводы «бредятиной».

«Верхушка айсберга»

Адвокат Дерева Надир Гатаев настаивал на том, что его подзащитный «пострадал за правду и свои убеждения». Он также вспомнил уголовное дело Арашуковых, дав понять, что республиканские правоохранительные органы зависели от этого клана. «Это был спрут, который опутал СК, МВД и прокуратуру. То, что там происходит, — это верхушка айсберга!» — воскликнул защитник. «Вся страна знает, что преступное сообщество Арашуковых посадило на скамью подсудимых Дерева, а мы тут обсуждаем, можно ли его содержать под стражей», — поддержал его другой адвокат обвиняемого Руслан Коблев.

Третий защитник Дерева Кирилл Бельский назвал «самым циничным и наглым аргументом» довод следствия о симулировании обвиняемым заболеваний. По словам адвоката, состояние здоровья его подзащитного, который страдает гипертонией третьей стадии и рядом кардиологических заболеваний, а под стражей перенес очередной инфаркт, в условиях СИЗО ухудшается с каждым днем. Дальнейшее пребывание там грозит Дереву летальным исходом, сказал он.

Бельский рассказал, что медсанчасть СИЗО № 5, где содержится Дерев, не может дать ответ, страдает ли заключенный заболеваниями, которые препятствуют его содержанию под стражей, поскольку для этого требуется провести экспертизу. «Мы раз за разом просим провести ее в центре Бакулева и получаем отказ», — сказал адвокат, предположив, что следствие боится проведения такой экспертизы.

Адвокаты просили поместить их клиента под домашний арест в Москве или по месту жительства в Черкесске. Домашний арест в Черкесске они назвали более предпочтительным, полагая, что в этом случае фигурант сможет ознакомиться с делом быстрее, так как большинство обвиняемых также проживают там.

69-летний бывший сенатор от КЧР Вячеслав Дерев был задержан 6 марта 2018 года, а на следующий день арестован. В течение шести лет он проходил свидетелем по делу, которое расследовалось с 2012 года СК по Северо-Кавказскому федеральному округу, а позже было передано в центральный аппарат СК.

По версии следствия, Дерев был организатором мошеннической схемы, в результате которой две коммерческие фирмы — ЗАО «Киево-Жураки AПК» и ООО «Меркурий-2», задействованные в строительстве свиноводческих комплексов в Адыгее и Карачаево-Черкесии, — в 2007-2010 годах получили возврат НДС на сумму более 110 млн 214 тысяч рублей.

Согласно материалам дела, Дерев выступал совладельцем первой компании и был фактическим руководителем второй. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Свою вину он категорически отрицает. Его защита утверждает, что вменяемое ему преступление было совершено в сфере предпринимательской деятельности, а по большинству эпизодов уже истекли сроки давности.

Источник: bfm.ru

Todoist