Основной материал для производства асфальта — битум — может резко подорожать в ближайшие годы из-за налогового маневра. Это станет одним из факторов риска для нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и увеличит расходы на дорожно-строительные работы на 250–300 млрд рублей до 2024 года, рассказал «Известиям» директор департамента по госполитике в области дорожного хозяйства Минтранса Игорь Костюченко. Источник «Известий» в правительстве отметил, что потребление битума может вырасти в разы, что также приведет к росту цен и скажется на достижении целей нацпроектов. Нивелировать риски могут долгосрочное планирование и гарантии закупок сырья у компаний на 5–6 лет вперед.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли способен привести к росту цен на битум, который является продуктом нефтепереработки. «Отмена таможенной пошлины на нефть к 2024 году в связи с завершением «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли может повлечь за собой увеличение стоимости битумных материалов», — сказал «Известиям» Игорь Костюченко. По словам главы департамента Минтранса, это потребует дополнительных затрат на дорожно-строительные работы в размере 250–300 млрд рублей до 2024 года при цене нефти около $73 за баррель (сейчас $78).
— Исходя из этого, протяженность строительства и ремонта автодорог, утвержденная проектом (нацпроект «Безопасные и качественные дороги». — «Известия»), может сократиться в пределах 10%. Чтобы нивелировать эти риски, Минтранс совместно с коллегами из других ведомств проработает меры, стимулирующие НПЗ к производству битума, — сказал Игорь Костюченко.
Источник «Известий» в правительстве рассказал, что рост потребления битума в стране может вырасти в разы. И если его производители не сделают инвестиции в оборудование на стартовых этапах, последует серьезный рост цен. По его словам, это может поставить под вопрос достижение целей, поставленных в нацпроектах, в частности по улучшению качества дорог.
Как пояснил Игорь Костюченко, чтобы снизить риск, связанный с сезонным спросом на битум, вместе с нефтяными компаниями планируется разработать краткосрочный (на 2019–2020 годы), среднесрочный (до 2024 года) и долгосрочный (до 2030 года) прогнозы спроса на битум для нужд дорожного хозяйства. В том числе предусмотреть многолетние ценовые условия. По его словам, это позволит создать программу фьючерсных контрактов и гарантировать производителям объемы закупок на 5–6 лет вперед.
Одним из способов решения проблемы может стать фиксация нормы прибыли за битум для его производителей, полагает гендиректор дорожной ассоциации РАДОР Игорь Старыгин. По его словам, ценообразование для строителей дорог жестко регламентировано (прибыль — не более 8%), поэтому имеет смысл аналогичным образом отрегулировать и доходность производства битума как ключевого для «дорожников» компонента.
Источник: