По итогам промежуточных выборов республиканцы потеряли большинство в Палате представителей Конгресса. Как изменится теперь политический курс США и ждать ли ужесточения антироссийских санкций?
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
В результате промежуточных выборов Республиканская партия США потеряла большинство в Палате представителей Конгресса. После окончательного подсчета голосов она будет уступать демократам примерно три десятка голосов. Зато республиканцы укрепят свое преимущество в сенате — до 53 или даже 54 голосов из 100. Как новый расклад сил в конгрессе отразится на политике президента Дональда Трампа и российско-американских отношениях в частности? Комментирует Георгий Бовт.
Никакие неожиданные факторы, тем более внешние, не спутали карты прогнозов относительно нынешних выборов, в отличие от последних президентских. Рынки восприняли их итоги ровно так, как они обычно реагируют на устранение неопределенностей и сбывающиеся прогнозы — воодушевленным подъемом.
Применительно к американскому рынку, в частности, ждут вынужденного и неизбежного сотрудничества двух партий в разделенном конгрессе в претворении в жизнь масштабной программы модернизации американской инфраструктуры.
Зато новых мер налогового стимулирования, скорее всего, уже не будет. Ничто не грозит в целом и планам увеличения военного бюджета США. Соответственно, и акциям компаний ВПК.
Демократы еще раньше согласились с увеличением военных расходов. Зато Трампу, возможно, придется вести себя более сдержанно в развязывании новых торговых войн и пойти на компромиссы в уже начатых. Палате представителей традиционно принадлежат инициативы, связанные с финансовыми вопросами. Демократическое большинство в ней, настроенное более глобалистски, чем республиканцы, постарается не дать Трампу еще сильнее подорвать сложившиеся торговые партнерства.
Зато по вопросу об отношениях с Россией, где между двумя партиям наблюдается консенсус, под влиянием Демпартии следует ждать ужесточения позиции законодателей, на рассмотрении которых уже находятся два масштабных законопроекта о новых антироссийских санкциях. Раньше у Белого дома было больше возможностей закулисно договариваться с республиканским большинством относительно смягчения отдельных одиозных положений соответствующего законодательства ради свободы рук в переговорах с Москвой. Теперь такие возможности останутся только в сенате.
С другой стороны, сам Трамп может быть сподвигнут к проявлению еще большей жесткости в отношениях с Россией. И подтолкнет его к этому именно новый расклад сил в конгрессе. Ведь теперь демократы, получив большинство в нижней палате и руководство всех ее комитетов, смогут вызывать представителей администрации, членов ближнего круга Трампа и его самого в конгресс для дачи показаний под присягой.
До сих пор такие попытки блокировались республиканцами. У демократов есть примерно с десяток тем, по которым они готовы активизировать расследования против Трампа. В их числе и дело о так называемом «русском вмешательстве в выборы 2016 года».
Скоро мы вновь услышим «новости» и от спецпрокурора Роберта Мюллера, ведущего расследование этого дела под кураторством ФБР.
По правилам Минюста ФБР не могло выдвигать обвинения, способные повлиять на политические процессы, за 60 дней до выборов. Теперь можно. В ближайшее время возможно также и обнародование информации о предварительных результатах расследования команды Мюллера. В таких условиях администрация начинает консультации с конгрессом относительно содержания второго пакета так называемых химических санкций, увязанных с делом об отравлении Скрипалей.
Госдепартамент на днях заявил, что Россия не выполнила условий американского закона 1991 года о запрете химоружия. Важнейшим из них было согласие на допуск международных инспекций на те российские объекты, которые могут быть заподозрены в производстве химоружия. Срок таких консультаций может составить примерно две недели.
По их истечении, а также по окончании предусмотренного законом трехмесячного срока после введения первого пакета санкций в конце августа в силу будет введен второй пакет.
Он предусматривает возможность полного прекращения российского экспорта в США и американского экспорта в Россию, кроме продовольственного, понижение уровня диппредставительств и даже разрыв дипотношений, прекращение полетов российской авиации в Америку, блокирование возможностей кредитования российских банков международными и американскими банками и так далее.
По мере утечек в прессу мы узнаем о содержании этих санкций в ближайшие две-три недели — с очень высокой вероятностью до встречи президентов Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите «большой двадцатки» в Аргентине в конце месяца. Впрочем, если бы даже демократы вообще с треском проиграли эти выборы, никаких существенных улучшений наших двусторонних отношений все равно бы не произошло.
Источник: