Современные дети и подростки уже не представляют себе жизни без гаджетов. О том, как это сказывается на раннем развитии детей, News.Ykt.Ru рассказала детский невролог с 20-летним стажем работы Гульнара Сафронова.
Год назад в Якутске открылся Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. В центре специалисты социально-медицинской реабилитации — неврологи, дефектологи, психологи, специалисты ЛФК — занимаются восстановлением детей с различными поражениями центральной нервной системы, ДЦП, со специфическими расстройствами речи.
Социально-медицинская реабилитация для детей до трех лет — это развитие врожденных функций центральной нервной системы (ЦНС), которые по тем или иным причинам оказались угнетенными. Конечно, причиной задержки психомоторного и психоречевого развития детей чаще всего являются различные органические поражения ЦНС.
А что может стать причиной таких органических поражений ЦНС?
— Часто, когда мы изучаем анамнез ребенка с задержкой психоречевого развития, который поздно начал ходить, поздно начал говорить, обнаруживаются и гипоксия, испытываемая ребенком в утробе матери, и внутриутробные инфекции, и даже чрезмерная гиподинамия мамы. Для здоровья ребенка мать во время беременности не должна постоянно лежать. Конечно же, недоношенность и переношенность ребенка тоже играют негативную роль.
Но в последнее десятилетие стали появляться дети, задержка психоречевого развития которых, грубо говоря, не может быть объяснена проблемами с физическим здоровьем. С точки зрения физиологии, это совершенно здоровые дети. Они не страдали от гипоксии, у них хороший вес, они вовремя начали ходить. Однако они не начинают говорить ни в три года, ни в четыре, и приходится ставить таким детям инвалидность из-за грубой задержки психоречевого развития.
Когда я только начинала свою профессиональную деятельность в отделении детской психоневрологии в Национальном медцентре, такие случаи были единичными. Но приходится констатировать, что в последние лет пять число таких детей возросло.
К сожалению, это общемировая тенденция. Первыми о такого рода псевдодебильности, когда физически здоровый мозг функционирует как мозг, страдающий органическими поражениями, заговорили американские неврологи.
И эта общемировая тенденция докатилась до нас?
— Приходится согласиться с тем, что и мы начинаем сталкиваться с такой проблемой. Только в личной беседе с родителями выясняется, что ребенку в возрасте около года и даже раньше подарили гаджет. К сожалению, многие родители ничего страшного не видят в том, что ребенок с годовалого возраста чаще играет в гаджет, чем в обычные игрушки. Если мы с вами сейчас пойдем в столовую нашего центра, то скорее всего увидим малышей, которые даже за столом не расстаются с гаджетами.
Но ведь очень многие родители считают, что гаджеты, наоборот, способствуют развитию ребенка. Родители скачивают на планшеты интерактивные игры, специально разработанные для малышей.
— Очень важно молодым родителям знать, что именно до полутора лет мозг ребенка особенно активно развивается. В этот период очень интенсивно происходит синаптогенез — формирование нервных связей между клеточками головного мозга.
В это время каждую миллисекунду головной мозг малыша интегрирует, то есть собирает, сенсорные стимулы — вкус, вид, запах, вес, текстуру, форму, положение в пространстве — в значимые объекты: в окружающих людей, в предметы. Так, все наши разговоры с ребенком до года складируются в его память, как в память компьютера.
А сейчас дети по два-три часа сидят с гаджетами, и родители частенько верят в то, что ребенок в это время получает информацию, необходимую для развития. Но то, что ребенок не может пощупать, не становится частью его интеллектуального багажа. Цветные мячики, прыгающие на экране планшета, не дают ребенку адекватного представления о круглых предметах, способных прыгать по комнате.
Конечно, всюду ползающий, всюду что-то трогающий, ребенок, который еще и норовит попробовать окружающий мир на вкус, — это очень хлопотно для родителей. Гораздо удобнее, когда малыш занят гаджетом и его почти даже не слышно. Но для нормального сенсорного развития малыш должен ползать по реальной комнате, натыкаться на настоящие предметы интерьера, играть с настоящими мячиками, щупать и испытывать на прочность предметы разных форм, размеров, текстуры, общаться с окружающими людьми.
Нарушение сенсорного развития в раннем возрасте в тяжелых случаях в последующем оборачивается задержкой речевого развития, в более легких случаях — проблемами с учебой в школе.
Да, с детьми с тяжелыми нарушениями сенсорного развития занимаются логопеды, которые могут научить ребенка в ответ на вопрос называть свое имя, называть цвета или предметы. Но это так называемая кабинетная речь, которой недостаточно, чтобы ребенок мог вести осмысленный диалог.
И что же делать?
— Многие специалисты по детской неврологии говорят, что в период сенсомоторного развития, то есть до 7 лет, нежелательно покупать ребенку гаджет. И даже в более старшем возрасте в интересах ребенка лучше контролировать время использования им гаджетов и компьютеров.
У нас в республике недавно была принята концепция ранней помощи в области неврологии.
До трех лет мозг ребенка достаточно пластичный, чтобы минимизировать даже последствия тяжелой гипоксии, врожденных аномалий, синдрома Дауна. То же самое можно сказать и о детях с нарушениями сенсорного развития.
И естественно, мода на гаджеты не должна приводить к инвалидизации детей, что в первую очередь должны понимать родители малышей.
Автор: Мария Маркова
Источник: