Двухдневный уход с площадки компания объяснила борьбой с мошенниками, а возобновила продажи после жалобы Крыма, покупающего бензин и дизель на бирже. Как отследить спекулянтов и может ли борьба с перекупщиками отразиться на проблемных регионах?
Фото: Сергей Карпухин/Reuters
«К бирже претензий нет, есть претензии к условиям торгов». «Роснефть» прокомментировала свое возвращение на петербургскую площадку. Как заявил Business FM вице-президент компании Михаил Леонтьев, сейчас идет переформатирование работы с товарно-сырьевой биржей.
Кроме того, «Роснефть» выпустила официальный пресс-релиз. Компания заявила, что доля перекупщиков топлива на бирже составляет 80%.
Ранее «Роснефть» два дня не участвовала в торгах, что привело к росту цен. Корпорация возобновила продажи, как сообщал «Коммерсантъ», из-за жалобы Крыма, который большую часть топлива покупает на бирже.
Мария, владеющая несколькими крымскими АЗС, покупает бензин у другой, более крупной сети заправок — она выставляет для мелких игроков цены ниже розничных. Но сами продавцы покупают топливо на петербургской бирже, откуда на полуостров приходит большая часть бензина и около половины дизеля.
Поэтому уход с площадки «Роснефти» для местных игроков действительно может стать болезненным ударом. Не говоря уже о том, что из-за двух дней отсутствия там корпорации, биржевые цены пошли вверх. В Крыму, кстати, и так достаточно дорогой бензин, рассказывает Мария:
— У нас на данный момент нельзя сказать, что нет топлива. Оно везде есть, но АИ-92 — выше 50 рублей.
— А выше 50 рублей когда поднялось?
— Уже полтора месяца назад.
— Как вообще ситуация у тех, кто занимается продажей топлива на полуострове? То есть многие ли отказываются от этого бизнеса?
— И отказываются, но, в основном, крупные сети скупают, если какие-то частные заправки.
Сама «Роснефть», как и другие крупные нефтяные компании, в Крыму из-за санкций не работает. Но это не значит, что там нет их бензина. Все крупные добывающие компании — одновременно и крупные производители топлива. После сообщений из Крыма, что в декабре регион может остаться без горючего, «Роснефть» на биржу вернулась.
Но ограниченно, с адресными партиями для промышленных предприятий и сетей АЗС. Не факт, что этот бензин в итоге не уйдет спекулянтам, против которых так активно выступает корпорация, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
Дмитрий Гусев вице-президент Независимого топливного союза «Мы же не знаем, кому это продают, и не факт, что завтра не выйдут какие-то непонятные трейдеры или непонятные компании, которые купили у «Роснефти», и завтра с какой-то значительной премией будут это выставлять на рынок. Продавать либо крупным оптом, либо мелким оптом».
«Роснефть» понять можно. Компания — один из главных поставщиков топлива на внутреннем рынке. И, естественно, ей не нравится, когда посредники покупают ее бензин и дизель по замороженным ценам и потом перепродают, зарабатывая на этом хорошую прибыль. Сейчас в компании заявляют, что переформатируют работу с петербургской биржей, чтобы исключить оттуда спекулянтов.
Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «У нас была реструктуризация работы с биржей. Мы не допустим, чтобы всякие мошеннические структуры превратили наши издержки, связанные с выполнением соглашения, в свою маржу. Что вы к нам пристали? Мы единственная компания, которая серьезно работала на бирже. Мы и есть биржа. А куда делись остальные товарищи?»
Поступок «Роснефти» был жестким, и, возможно, оправданным. О том, что на бирже много спекулянтов, которые накручивают цены, говорили и раньше. Другое дело, что там есть и добросовестные игроки, без которых в некоторых регионах действительно наступит дефицит.
Но дело не только в бирже. Нынешнее обострение началось с Красноярска, где возле Ачинского НПЗ «Роснефти» скопились сотни бензовозов. Водителям, чтобы налить топливо, приходилось ждать по нескольку дней. Завод обвинил в коллапсе своих покупателей, которые вовремя не закупили топливо.
Покупатели обвинили во всем НПЗ, который им это топливо не заливает. А в итоги заправщики идут за некачественным продуктом, рассказывает координатор Федерации автовладельцев по Красноярскому краю Егор Фролов.
Егор Фролов координатор Федерации автовладельцев по Красноярскому краю «Для того чтобы хоть как-то обеспечить рынок — это приобретение в «самоварах». Это мелкие нефтеперерабатывающие заводики, которые перерабатывают топливо в большей степени для печного оборудования, но есть такие автозаправочные станции в Красноярске и Красноярском крае, порядка 25% мы таких вычислили, которые торгуют не дизельным топливом, а мазутом печным и, грубо говоря, отравляют экологию, портят оборудование».
Если вернуться к Санкт-Петербургу, то сама биржа тоже подготовила предложения по совершенствованию торгов. Там и штрафы для спекулянтов, и возможность для самой площадки решать, кого допускать к торгам, а кого нет. Возможно, после этого начнется долгое выяснение: кто хороший трейдер, а кто спекулянт. А потом, например, выяснится, что без какой-нибудь компании, которую признали злостным перекупщиком, не может жить какой-нибудь проблемный регион. В этом и есть вся «прелесть» ручного управления.
Источник: