Business FM в продолжение проекта «Регуляторная гильотина» рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются на только предприниматели, но и педагоги, медики и ученые. На что проверяют представителей самых гуманных профессий и как это сказывается на результатах их труда?
Фото: depositphotos.com
Город Азов, Ростовская область. 38-летний Илья преподает историю и обществознание в 5-11-х классах. Формально его зарплата зависит от количества часов, которые он отработал в школе. Но есть еще и рейтинговая система, дающая право на различные доплаты и премии.
Для повышения рейтинга нужно участвовать в конкурсах, растить олимпиадников и правильно вести документацию. Много документации. Очень много, рассказывает Илья:
«В 2004 году я пришел в школу, и документы, которые мне нужно было сдавать, подготавливать к началу учебного года, составляли где-то листов тридцать, не больше. К 2013 году, до того момента, когда выступил Владимир Владимирович о снижении нагрузки, одно мое планирование составляло по той же нагрузке где-то уже листов пятьсот».
После провозглашения курса на снижение бюрократической нагрузки на преподавателей, по словам Ильи, ненужных бумаг, которые он должен заполнять, стало меньше, но не принципиально, а смысла в оставшихся не прибавилось. Вот конкретный пример того, что некоторые вещи учителя должны педантично переписывать из одного плана в другой:
«В план вносится, кроме постановки целей, задач, все содержание курса, термины, контрольные работы. Но из всего этого объема любой учитель, как правило, пользуется одной табличкой, которая помещается на трех-четырех листах, потому что кроме планирования учителю положено на урок иметь еще и поурочное планирование. Из этого поурочного плана он в общее планирование начинает перекатывать все то же самое. Более того, сейчас наше министерство объявило о введении новой бумажки — технологической карты урока. Это еще третья бумажка, которая, по сути, является все тем же поурочным планированием».
Повторение, конечно, мать учения, но время, потраченное на перепечатку никому ненужных букв, Илья мог бы использовать, например, на то, чтобы взять еще одну ставку. В среднем учителя в Азове, по словам собеседника, получают около 15-20 тысяч рублей в месяц. Как ранее уже говорили преподаватели в эфире Business FM, «сегодня на одну ставку есть нечего, а на две — есть некогда».
Возникает вопрос: чему могут научить детей загнанные педагоги? Но вместо избавления от избыточной бюрократии учителя получают новый подарок — аттестацию. Пока это проба пера, но потом появятся стандарты. То, как власти пробуют проверять учителей, преподавателям не нравится. И радиостанция уже рассказывала о том, как математики провалили тест не по математике, а учителей музыки в тесте спрашивали о различиях в творчестве Кафки и Камю, о новейших подходах в методологии, но о музыке вопросов не было.
Каждый раз в разговоре на эту тему с педагогами можно услышать три тезиса: это унизительно, эти требования пишут люди, которые ничего не понимают в предмете, и в итоге эти планы, методички и таблицы практически никто потом не читает. Но зато в любой момент могут проверить их наличие.
Источник: