Кто попал в санкционный список, есть ли реальные экономические рычаги воздействия на украинский бизнес и ждать ли от Киева ответных мер?
Фото: Marko Djurica/Reuters
Россия ввела санкции против сотен украинских граждан и десятков компаний. Постановление правительства о специальных экономических мерах подписал Дмитрий Медведев.
Под санкциями оказались 322 гражданина Украины и 68 украинских компаний. Среди них политики, бизнесмены, судьи, чиновники, вплоть до руководителей ведомств. Среди компаний — структуры Рината Ахметова, Игоря Коломойского и Виктора Пинчука.
Как говорится в документе, специальные экономические меры предусматривают блокирование безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории России, а также запрет на вывод капитала. Никаких конкретных ограничительных мер в отношении граждан и компаний в постановлении правительства не упоминается, например о запрете экспорта той или иной продукции. Но даже если они впоследствии появятся, то эффекта иметь не будут, уверен доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС «Шума много, но эффект почти отсутствует. Почти все потенциальные мишени санкций давно приняли меры для того, чтобы от введения санкций не пострадать. Кроме того, сам по себе товарооборот между нашими странами упал настолько сильно, что никакое его сокращение заметного влияния на экономику России и Украины оказать не способно в принципе. Поскольку экономический смысл этих мер отсутствует, это в чем-то риторический жест. Поэтому самое правильное отношение к санкциям — примерно как к буре в стакане воды».
До 2014 года российский рынок занимал треть украинского экспорта и был сравним с объемом украинских поставок в ЕС (17 млрд долларов). Однако уже по итогам 2016 года экспорт в Россию сократился почти в пять раз и составил 3,5 млрд долларов. В прошлом году он был примерно на том же уровне.
Кто-то из украинских бизнесменов, может, и потеряет часть прибыли из-за санкций, но на большинстве компаний они не отразятся, считает глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук:
Борис Кушнирук глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра «Безусловно, у Пинчука могут быть проблемы, потому что он еще какую-то часть поставок в Россию делал, например труб большого диаметра. Но его выдавливали с российского рынка еще с 2014 года. Если речь идет о компаниях, которые могут что-то экспортировать в Россию, то уже все достаточно серьезно диверсифицировали свои операции, и на России они уже точно не зациклены. Бизнес на Украине свой выбор уже сделал. Как аграрии: они уже ушли с российского рынка, и аграрной продукции и продуктов питания на российском рынке практически нет».
Сам Киев вряд ли введет какие-то ответные меры. Украине нужны российские углеводороды, и от них она не откажется, полагает ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков:
Андрей Кочетков ведущий аналитик «Открытие Брокер» «На текущий момент Украина покупает уголь, газ, бензин и так далее, то есть базовые вещи, которые в любой стране пользуются спросом, и переходить на какие-либо поставки из других стран ей крайне невыгодно. Соответственно, она вряд ли откажется от этих закупок в России».
Кстати, уголь Украина покупает в России, его добывают в Донбассе. Бензин берет вроде как в Белоруссии, что, в принципе, правда, но вот Белоруссии нефтепродукты поставляет Россия — 20 млн тонн в год. А газ идет — опять же вроде как — реверсом из Польши. Но все понимают, что забирают его еще до границы, и никакого фактического реверса нет.
Россия, конечно же, могла бы ограничить поставки в эти страны как минимум нефти и газа, чтобы они, в свою очередь, не продавали углеводороды Украине. Но делать этого она не будет, считают эксперты: просто нет никакой экономической целесообразности.
Источник: