Боль, последствия и угроза «Северному потоку — 2»: США требуют от России отпустить украинских моряков

Госдеп предупредил Москву о последствиях за инцидент в Керченском проливе. В Кремле отметили, что «критика — не повод нарушать процедуры в отношении нарушителей госграницы»

Сотрудник ФСБ России сопровождает задержанного украинского моряка на судебное заседание в Симферополе. Фото: Павел Ребров/Reuters

Госдепартамент США потребовал от России отпустить украинских моряков, задержанных 25 ноября в Керченском проливе. Резкие слова прозвучали на брифинге по итогам встречи НАТО. «Мы хотим, чтобы Россия восприняла послание о том, что она должна освободить экипажи, иначе последствия и боль будут только нарастать со временем», — заявил представитель ведомства.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал заявления в ответ на запрос Business FM:

— Давайте Кремль не будет реагировать на заявления Госдепартамента США. На это будет реагировать и реагирует наше министерство иностранных дел.

— Как видят в Кремле ситуацию с украинскими моряками? Не проще ли их действительно отпустить, обсуждаются санкции в рамках проекта «Северный поток — 2».

— Звучащая разная критика, скажем так, эскапады — это не повод для того, чтобы Россия отходила от процедур, предусмотренных законом в отношении нарушителей государственной границы. Эти процедуры выполняются и будут продолжать выполняться.

— Видят ли в Кремле существенные риски для «Северного потока»?

— Риски, связанные с откровенными проявлениями недобросовестной конкуренции со стороны третьих государств в отношении «Северного потока» существуют. Мы прекрасно их видим и отдаем в этом себе отчет. Эти риски появились не сегодня, не вчера, а уже достаточно давно. Мы все являемся свидетелями появления этих рисков.

— При каких обстоятельствах Москва может выдать украинских моряков с учетом заявления генпрокурора Украины Юрия Луценко о том, что Киев якобы готов предложить 300 человек для обмена?

— Мне неизвестно о таких условиях. Если поступят какие-то конкретные предложения, наверняка, они будут рассматриваться. Но означает ли это, что на них будет дан ответ, я сейчас вам сказать не могу.

Следует отметить, что в Вашингтоне не называют конкретные меры, возможные в отношении Москвы. Абстрактность угрозы вызвала едкий комментарий одного из журналистов.

«Я не понимаю, как выросли издержки для России после инцидента. То есть взамен на освобождение моряков и кораблей вы, ребята, просто перестанете писать им обидные письма?»

В ответ на это представитель Госдепа пространно заявил, что в повышении издержек для России сомневаться не следует. Что именно имел в виду Вашингтон, говоря о боли и последствиях? О возможных мерах рассуждает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

— Закрыть Босфор они не могут, теоретически это может сделать только Турция (согласно Конвенции Монтрё 1936 года). Думаю, речь идет о нарастании санкционного давления со стороны Соединенных Штатов. Пока есть отложенные акции по делу Скрипаля, возможно, решение по ним будет принято оперативно. Есть еще и августовские предложения конгресса, которые, скорее всего, будут рассматриваться новым составом. Предполагаются более значительные санкции, прежде всего, в том, что касается российской финансовой системы. Если говорить о «Северном потоке — 2», здесь стоит вопрос о вторичных санкциях, которые Соединенные Штаты могут принять в отношении европейских компаний, так или иначе сотрудничающих с «Газпромом» в реализации проекта. Это, конечно, наиболее серьезная угроза. Можно предположить, что какие-то из этих компаний будут проявлять осторожность, не будут вступать в сделки, которые формально не попадают под санкционный режим со стороны Вашингтона.

— Корабли НАТО в Азовском море — это реальность? Насколько это вероятно?

— В принципе, Азовское море открыто для международной навигации, но я не думаю, что там будет серьезное натовское присутствие. Хотя бы в силу того обстоятельства, что море мелкое: один глубокий канал, серьезным кораблям трудно развернуться.

Также Вашингтон повторно призвал Берлин отказаться от строительства газопровода. «Инцидент в Керчи должен стать напоминанием всем нашим европейским союзникам о том, почему «Северный поток — 2» — плохая идея», — заявил представитель Госдепартамента. По его словам, чем больше газа поставляется в Европу в обход Украины, тем слабее становится сдерживание российской агрессии.

Дипломат добавил, что после керченского инцидента в Германии «стали лучше воспринимать» призывы США, немецким властям стало «сложнее утверждать, что это просто коммерческий проект». Действительно ли в Германии наблюдается ожесточение позиции в отношении России? На этот вопрос ответил немецкий политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Все сейчас будет решаться, ситуация действительно очень непростая. Надеяться на то, что «Северный поток» в любом случае будет построен, с каждым днем становится все труднее. Здесь есть сильный проукраинский нарратив, российская позиция просто замалчивается. Из США, конечно, идут усиленные проукраинские акции, связывающие все в одно: Россия как империя, Крым как аннексия, «Северный поток», который нужно остановить. Нужно признать, что противная сторона умело действует в этом отношении, знает, как влиять на политиков. Хотя я все равно думаю, что немецкое правительство (пока во главе стоит Меркель) реализует этот проект, тем более фирмам была обещана политическая поддержка. Немецкое правительство потеряет свое лицо и полностью подпишется под вассальством, если пойдет сейчас на уступки».

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в связи с задержанием украинских моряков в Керченском проливе предложил президенту страны Петру Порошенко ввести санкции против российских физических и юридических лиц.

Источник: bfm.ru

Todoist