За 17-летнюю девушку родители получили 500 коров, три машины и 10 тысяч долларов. Но что больше возмутило правозащитников: сама «детская свадьба» или «варварское использование современных технологий»?
Фото: depositphotos.com
Facebook вновь под огнем критики. Правозащитная организация Plan International сообщила, что с помощью социальной сети в Южном Судане продали несовершеннолетнюю невесту. Пост, в котором предлагалось выплатить за девушку наибольший выкуп, был размещен в соцсети 25 октября, а удален лишь спустя 15 дней после публикации. Свадьба к тому моменту уже состоялась.
Сообщается, что отец девочки получил калым в размере 500 коров, трех автомобилей и 10 тысяч долларов, что немало по суданским меркам. По данным правозащитников, в аукционе участвовали, предположительно, высокопоставленные чиновники страны. О чем идет речь? О цивилизационных различиях или вине Facebook?
Plan International, которая подняла шум, занимается защитой прав несовершеннолетних.
Видимо, поэтому она делает упор даже не на самом факте аукциона, а на том, что речь идет о «детской свадьбе» — суданской невесте 17 лет. Можно, впрочем, заметить, что в самих Соединенных Штатах минимальный брачный возраст в основном варьируется от 16 до 18 лет, в Северной Каролине и Аляске составляет 14, а в целом ряде штатов вообще не установлен. Там он определяется решением судьи и/или родителей.
Симптоматично также то, что Plan International назвала суданский случай «варварским использованием технологий» и требует, чтобы правительство страны расследовало его. В Судане, особенно Южном, подобные свадьбы считаются нормой. При этом похоже, что активисты, возможно, сами того до конца не понимая, возмущаются, скорее, не «варварскими обычаями», а тем, что практикующие их «варвары» пользуются современными технологиями.
Андрей Есипов военный переводчик, африканист «В Южном Судане есть такая практика. У них и в 12, 13, 14 лет выдают замуж. Я думаю, и в Северном Судане это все может случаться. Это же связано с местными обычаями и традициями. Они объявили государство, его признали, Южный Судан, но внутри-то у них тоже распри. Поэтому как на них, кто может воздействовать? Не знаю. Воздействовать западно-цивилизационным образом там не получится в ближайшей перспективе. Общественные организации есть, пусть они как-то решают вопрос».
Интернет глобален. Трудно причесать в медиапространстве мировые традиции и культуру и пусть даже и шокирующие местные практики под общую гребенку западной цивилизации. Претензии к Facebook необоснованны, считает сооснователь проекта «Микадо», бывший сотрудник «ВКонтакте» и Telegram Антон Розенберг:
Антон Розенберг сооснователь проекта «Микадо» «Критика мне кажется совершенно необоснованной, потому что 3 ноября уже состоялась свадьба, а Facebook об этом узнал только 9 ноября и тогда же удалил пост и заблокировал того, кто его разместил. Не очень понятно, что еще он мог сделать: если кто-то видит противоправный контент, он должен жаловаться, ну а Facebook оперативно разбираться и блокировать, но он не может читать все, что пишут миллиарды его пользователей на множестве разных языков, и проверять на соответствие разным законам. Это примерно как обвинять сотового оператора, что он не прослушивает телефоны своих клиентов в поисках, нет ли там уклонения от налогов или планирования еще каких-нибудь преступлений».
Как сообщает NBC со ссылкой на южносуданского адвоката Филипса Аньянга Нгонга, девушку зовут Ньялонг. Ее мужу 51 год, и она у него девятая жена. Агентство также цитирует спикера южносуданского правительства Атни Уэк Атни: «Вы не должны называть это аукционом. Это не торговля. Если вы видите это глазами европейца, вы назовете это аукционом. Вы же должны смотреть на это африканскими глазами, так как это тысячелетняя традиция. В английском языке для этого не существует слов».
Источник: