В ноябре 1910 года название затерянной в полях России станции Астапово стало известно всему миру. Здесь, в доме смотрителя станции Ивана Озолина, прошли последние семь дней жизни Льва Толстого, в ночь на 28 октября 1910 года тайно покинувшего Ясную Поляну. Здесь же остановилось его сердце. Отсюда гроб с телом писателя отправился в последний путь…
В последние годы своей жизни Лев Толстой испытывал тяжелые нравственные страдания, связанные с его вынужденным пребыванием в чуждой ему по духу и образу жизни среде, не разделявшей его взглядов. «Вид этого царства господского так мучает меня, что подумываю о том, чтобы убежать, скрыться», — отмечал он в дневнике 20 августа 1910 года.
28 октября (10 ноября по новому стилю) Лев Николаевич разбудил своего друга, домашнего доктора Душана Маковицкого и объявил ему, что принял окончательное решение уехать. После коротких сборов Толстой и Маковицкий выехали на станцию Щекино.
Писатель направлялся к сестре Марии Николаевне, монахине женского монастыря в Шамордине, по пути заехал в Оптину пустынь, провел ночь в гостинице, а затем сел в поезд, следовавший в Ростов-на-Дону.
Ехали в вагоне третьего класса. Толстой простудился, началось воспаление легких с высокой температурой. На станции Астапово Лев Николаевич вынужден был сойти с поезда. Начальник станции Иван Иванович Озолин предоставил больному писателю помещение в станционном доме и сделал все возможное, чтобы обеспечить ему надлежащий уход и покой.
Весь мир был встревожен известием об отъезде Толстого из Ясной Поляны, его исчезновением и, наконец, тяжелой болезнью. Русские и иностранные газеты на первых полосах печатали хронику астаповских событий.
7 (20) ноября в 6 часов 5 минут утра Толстого не стало. Телеграф из Астапова передал скорбную весть: «Срочная. Скончался».
Забота о превращении станционного дома в национальный памятник была проявлена железнодорожными служащими еще в траурные ноябрьские дни 1910 года.
До 1939 года мемориальная комната в озолинском доме существовала «на общественных началах» и сохранялась как музейная ценность. Позже и комната, и все здание были переданы Государственному музею Л.Н. Толстого. В декабре 1946 года состоялось официальное открытие филиала ГМТ.
20 ноября 2010 года к 100-летию со дня смерти Толстого на станции Лев Толстой (бывшая железнодорожная станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги) был открыт Мемориальный комплекс памяти Л.Н. Толстого «Астапово».
Сегодня он объединяет все исторические постройки станции и находящиеся рядом дома, восстановленные в своем первозданном виде.
Центр мемориала — литературный музей Л.Н. Толстого. Он располагается в доме начальника станции. Экспозиция состоит из старинной мебели, книг, изданных при жизни писателя, фотографий Толстого и его семьи. Здесь хранятся личные вещи из багажа знаменитого пассажира того самого поезда из Смоленска – рубашка, теплый жакет, шапочка и носки.
В мемориальной комнате все оставлено так, как было сто лет назад. Большая кровать (в доме Озолина не нашлось подходящей для Толстого, и друзья специально привезли ее из Москвы), подлинные обои, кресло, стол… Кто-то из пришедших проститься с гением нарисовал на стене изображение его профиля, отброшенного тенью.
Здесь можно увидеть копию завещания писателя и другие интересные документы. Один из залов посвящен Ивану Озолину, начальнику станции, приютившему писателя в последние дни его жизни.
В распоряжении посетителей музея шесть залов, посвященных разным периодам жизни и творчества писателя. Теме «Последние дни жизни и смерть Толстого» посвящена экспозиция шестого зала музея. В многочисленных документальных фотографиях и произведениях изобразительного искусства прослеживается последний путь писателя, начиная с того дня, когда Толстой навсегда ушел из Ясной Поляны, до его кончины на станции Астапово и похорон в Ясной Поляне. Среди экспонатов этого зала: серия рисунков, посвященных пребыванию Толстого в Астапово, последние фотографии Толстого, многочисленные отклики на смерть Толстого, венки и ленты, возложенные на гроб писателя и другие экспонаты.
Источник: